Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Кому нужна нестабильность?

№ 57, тема Чудо, рубрика Учись учиться

 

Нужно носить в себе хаос,

чтобы родить танцующую звезду.

Ф. Ницше

О том, как спровоцировать чудо, мы уже писали (в номере «Встреча»). Но рецепт наш касался, в основном, подготовки себя самого к чуду, а вот про внешние обстоятельства, в которых чудо возможно, мы упомянули только вскользь. Так что, как говорил Карлсон, «продолжаем разговор».

Всем понятно, что чудо – это выход за рамки обыденности и упорядоченности. В предельно рационализированном мире физиков эпохи Просвещения никакого чуда быть вообще не могло: тело А ударялось о тело B c силой F, после чего оба тела разлетались на расстояние n по определенным траекториям. Как писал Декарт, не Божественное это дело чудеса творить, ведь Он «всё расположил мерою, числом и весом» (Прем. 11:21), то есть согласно математическим, физическим и логическим законам.

К просвещенческой физике можно по-разному относиться, но в любом случае стоит признать ее более последовательной, нежели стратегию поведения усредненной православной незамужней девушки, которая каждое воскресенье ходит в храм, общается только с несколькими лучшими подругами, ездит к 9-ти утра на пары, по вечерам подрабатывает, ведет себя крайне сознательно, в общественных местах не знакомится, на тусовки сверстников не ходит и при этом очень хочет повстречаться с самым лучшим молодым человеком в мире.

Да откуда же он возьмется, милая девушка? В твоем упорядоченном мире места для чуда просто нет. Чтобы оно произошло, надо дестабилизировать ситуацию. Я не призываю шокировать окружающих и сменить образ жизни на диаметрально противоположный (в конце концов, он будет такой же упорядоченный, только по другим правилам). Я просто советую сознательно раскачивать ситуацию и делать то, чего раньше не делала: куда-то съездить, с кем-то познакомиться, да хоть позвонить на неизвестный номер, если фантазия отказала. Уровень хаоса можно и нужно дозировать в зависимости от того, насколько серьезное чудо требуется; найти себе мужа – дело, конечно, непростое, но и не сверхъестественное.

Нам всегда хочется всё продумать и что-то специально организовать, хотя действовать надо совсем иначе. Надо точно знать, что вы хотите чуда, и раскачивать лодку реальности, но это еще не всё. Чудо случится, если в него поверю не я сам, а тот другой, кого это чудо затрагивает. Мне вот, чтобы будущая жена со мной погулять пошла вместо своих пар, достаточно было внезапно в удобный момент утащить у нее сумку с пропуском, кошельком и конспектами. В университет она попасть не могла, в общагу доехать – тоже, пришлось ей нарушить привычный распорядок.

Возьмем другой бытовой пример – экзамен. Преподаватель принципиальный, билет, конечно, незнакомый. Сидишь, готовишься, но в голову ничего не лезет. Можно «шпору» попытаться достать или в интернет через мобильник залезть, но «препод точно запалит». В такой ситуации чаще всего просто ждут, когда подвернется подходящий момент, то есть преподавателя кто-то или что-то отвлечет. Но момент может и не подвернуться. Грамотные студенты такие моменты вызывают сами: надо просто создать какую-то нестандартную ситуацию, которая точно отвлечет экзаменатора. Идиотский раздражающий вопрос по заполнению бланка ответа, указание на то, что у преподавателя нет ведомости, потому что никто ее не взял в учебной части, или «случайно» опрокинутая на пол сумка, из которой вывалилась куча непонятных предметов, – самое то. Пока экзаменатор пытается из воцарившегося на экзамене хаоса создать порядок, у студентов появляется шанс что-то где-то подсмотреть. Конечно, шанс не стопроцентный. Но это в любом случае лучше, чем просто дожидаться своей очереди взойти на эшафот.

В обычной жизни мы редко пользуемся стратегией чуда, нам то духу, то смекалки не хватает, а вот государства знают про нее и охотно эксплуатируют.

Для начала возьмем пару исторических примеров. Самый известный – 300 спартанцев. Конечно, в войске у персов был далеко не миллион человек, как пишут античные историки, но и не тысяча. Можно, конечно, порассуждать о спартанском воспитании, тактических преимуществах позиции в Фермопильском ущелье и особенностях греческой фаланги, но всё это никак не отменяет очень простого соображения: несколько сотен человек не могут врукопашную нанести многотысячной армии такой урон, после которого она окажется небоеспособной. У спартанцев вообще не было шансов на победу, и все это прекрасно знали, включая самих спартанцев. Именно поэтому им и удалось нанести персам такие чудовищные потери: спартанцы сделали то, что никто бы в их ситуации не сделал, то есть вступили в бой, тем самым заставив персов думать, что фаланга действительно имеет какое-то преимущество. Персы стали играть по правилам малочисленных греков, и чудо случилось.

Другой случай – взятие бельгийского форта Эбен-Эмаэль немецким десантом в 1940 году. С одной стороны несколько тысяч человек, вооруженных тяжелым оружием в подготовленном к обороне форте. С другой стороны 78 десантников вермахта со стрелковым оружием и гранатами. До сих пор абсолютно непонятно, как немцам это удалось. Даже если бы каждый десантник был в пять раз круче бельгийского солдата, немцев всё равно перебили бы. Но нет! Потери составили всего 6 человек убитыми и 21 ранеными. Немцам нужно было чудо, и они его спровоцировали. Они были так убеждены, что «истинные арийцы» круче обычных людей, что обычные люди в это тоже поверили и проиграли.

Сейчас Америка в военном отношении сильнее всех остальных государств вместе взятых, а в экономическом точно превосходит Россию. А почему, собственно? Потому что Америка навязала свои правила игры всему миру. Тем не менее нам можно и нужно у Америки выигрывать. Где и как? В ситуации хаоса, конечно! И тот хаос (местами комический, но больше трагический), который творится сейчас на Украине, как раз это и позволяет. Если воспользоваться правильной стратегией и сделать так, чтобы наш взгляд на события победил предложенные альтернативы.

И всё-таки. Хаос – состояние крайне опасное. С одной стороны, только в ситуации хаоса появляются шансы у тех, у кого их не может быть в состоянии порядка. И только тогда могут происходить события, вероятность которых в «обычных» обстоятельствах стремится к нулю. Поэтому хаос всегда против сильного. Тому, кто может победить силой или оперативным искусством (числом или умением), хаос резко противопоказан. Однако нет никакой гарантии, что и для того, кто ищет свои шансы там, где их совсем мало, хаос не представляет серьезной опасности. Создать хаос, разрушив не нравящийся порядок или, как сказали бы древние, космос, – это только полдела. Собрать из получившейся неразберихи новый космос – задача по плечу далеко не каждому. Да и порядок этот может оказаться вовсе не лучше старого. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим...» – знакомо, не правда ли? 

 

 
Николай Асламов

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru