православный молодежный журнал |
Давайте обсудимЕГЭ и научная картина мираНа странице патриарха Кирилла в социальной сети «ВКонтакте» появился фрагмент его выступления на встрече с участниками I православного форума «От сердца к сердцу». В тексте говорится: «Наша система ЕГЭ при определенных условиях может быть эффективной. Но есть, несомненно, и то, что вызывает большую озабоченность. Дети в школе сейчас не столько получают знания, как раньше, сколько готовятся к ЕГЭ. Весь процесс сосредоточен на ЕГЭ — нужно пройти эти тесты, а все остальное вторично. И получается, что мы не готовим человека к высшей школе, не вооружаем его системой знаний, а фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу — правильно проставить при тестировании крестики и галочки. Сама система тестов заслуживает внимания, но она не может быть единственной при определении уровня знаний. В ней есть и рациональное зерно, но если у человека сформируется некая жизненная философия, зажатая этой системой тестов, мы очень многое потеряем. Мы потеряем видение, горизонт, широту. Чтобы сформировать гармоничную личность, нам нужно уравновесить ЕГЭ очень серьезным изменением школьных программ, направленным на создание у учащихся целостной научной картины мира. Среднее образование должно давать базисные представления — в том числе по истории литературы и искусства, истории философской мысли, истории естествознания, — в виде законченной системы, которая будет сопровождать выпускника на протяжении всей его жизни. Даже если он что-то забудет, он будет знать, к каким источникам обратиться, потому что он не потеряет системы. Однако я опасаюсь, что современная школа такую систему знаний не дает». Сегодня часто в качестве образца, на который должна равняться система народного образования, указывают советскую школу, которая действительно старалась дать школьнику некоторую научную картину мира – правда, сильно идеологизированную. Однако при этом часто забывают, что именно выпускники этой школы (в том числе и высшей) уже в 1970-х-80-х гг. стали массово увлекаться астрологией, а с 1990-х составили аудиторию всевозможных экстрасенсов и «белых магов». А реформы, непрерывно обрушивающиеся на наше образование уже многие годы, привели к тому, что значительная часть нынешних выпускников на деле не продвинулась дальше знаний и умений, получаемых в начальной школе. «Должна ли школа, на ваш взгляд, ставить себе целью сформировать целостную научную картину мира? Можно ли считать удачным советский опыт в этом отношении?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»: - В разговорах о системе образования мы обычно не затрагиваем глубинных причин кризиса образования, - который, кстати, происходит во всем мире, а не только в нашей стране. Прежняя (в том числе советская) система образования была основана на нескольких принципах. Первый – энциклопедичность, второй – подготовка человека к жизни в индустриальном обществе. Энциклопедия задумывалась и создавалась в XVIII веке, когда как раз появился современный тип школы, и задумывалась она как система знаний, а не «знаний о знаниях», что сейчас делает средняя школа, рассказывая о том, что есть такие-то научные достижения, при этом не обучая этим достижениям. То есть, условно говоря, нам рассказывают о живописи, а не учат рисовать, - и так во всем. В школе не просто не рассматривают современные тенденции, о них даже не рассказывают. Мой сын сдавал экзамены в 9 классе по биологии. Там даже рассказ о самой эволюции настолько далек от современных представлений в этой области, что смешно говорить; а об отношениях эволюционизма и богословия, понятно, и речи быть не могло. То есть сам принцип экнциклопедизма не применим к современной школе. Советская школа могла чему-то научить, потому что это была технократическая цивилизация, но при этом гуманитарные науки были в глубоком загоне. Но мы живем не в индустриальном обществе, к которому готовила советская школа. Так что современная школа дает ученику знания, которых он никогда не применит в жизни. А социальная практика в школе свелась к пребыванию ребенка под присмотром, - «лишь бы по улицам не шастал». И это невозможно исправить косметическими мерами. А ЕГЭ - это жирная точка в конце образования как такового. Да, в ЕГЭ не просто галочки надо расставить, там нужно и задачи решать, и сочинение писать, но в чем страх и ужас – ребенка не учат рассуждать, рефлексировать. Есть некий минимум, на который ребенка дрессируют, но на 95% даже этот минимум не пригодится ему в жизни. Нужен серьезный разговор о том, что такое среднее образование в современном мире, что дает и к чему готовит. Нынешняя система образования во всем мире не отвечает современным реалиям. И поэтому приснопамятные слова Андрея Фурсенко, о том, что мы должны готовить грамотного потребителя – это констатация непонимания: что вообще делает образование, какова его цель? Какие-то цифры хорошо знать, запомнить, сколько людей живет в Китае, суметь взять интеграл? Какой области ни коснись, непонятно, зачем это знать или уметь. На эти вопросы современная система образования ответа не дает, а ЕГЭ добивает то, что было ранее. Семен Семенов по материалам Regions.ru Другие мнения здесь: http://regions.ru/news/2552655/ 18.06.2015 ← Вернуться к списку |
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |
Комментарии