Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Давайте обсудим

Расцвет репетиторства - результат развала школы?


Известный публицист Александр Привалов опубликовал в журнале «Эксперт» статью «О репетиторстве и его уроках». Он, в частности, пишет:

"Что многие старшеклассники занимаются с репетиторами, знают все… По данным широкого опроса (авторы опросили три тысячи учеников из сотни школ трёх очень разных регионов), русским языком дополнительно занимались 48% одиннадцатиклассников (30% ходили к репетиторам, 28% — на вузовские курсы), а математикой — 55% (39% учились у репетиторов, 28% — на курсах). Доли, на мой вкус, ошеломляюще высоки, однако профессионалы… склонны считать, что они скорее занижены. С репетиторами занимаются минимум процентов шестьдесят — во всяком случае, в столицах. Распространение репетиторства столь велико, что неизбежен вывод: школа как единая национальная система с поставленными перед ней задачами не справляется. К тому, к чему она берётся подготовить учеников, она сама их подготавливать не в состоянии.

Знают ли руководители образования о разгуле репетиторства? Разумеется, знают — и он вполне их устраивает. Репетиторство снижает степень недовольства родителей: их энергия отводится в безопасное для начальства русло. Репетиторство заставляет людей платить за формально бесплатный аттестат и, поскольку изрядную часть репетиторов составляют школьные учителя, смягчает материальные проблемы учительского корпуса — и всё это не требует от Минобра никаких дополнительных усилий… Нужно только не признавать, что репетитор хоть как-то причастен к успехам школы, каковы они ни есть: выросли баллы по ЕГЭ — это мы молодцы, реформаторы! А репетиторство — так, смешное порождение преувеличенных страхов нервной мамаши да лени отпрыска».

Привалов пересказывает выводы, которые сделали из этих данных специалисты из Высшей школы экономики (т.е. идеологи реформы российского образования). Во-первых, они утверждают, что услуги репетиторов и курсов помогают только хорошим ученикам, да и тем чуть-чуть; ребятам же с низкой успеваемостью «теневое образование» и вообще ничего не даёт (в смысле баллов ЕГЭ). «Будь это правдой, была бы сенсация: чтобы люди массово и стабильно платили за бесполезный товар, всё-таки нечасто увидишь», - иронически комментирует публицист. В другом исследовании ВШЭ утверждается, что «успехи школьника статистически значимо зависят от материального и иного благополучия семьи — и нисколько не зависят от качеств школы, где он обучается».

«Подтверждают ли ваши впечатления, что репетиторство настолько распространено? Если да, то чем это объясняется? Почему школа оказывается не в силах сама подготовить ученика к экзамену? Как бы вы прокомментировали выводы специалистов из ВШЭ?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский, Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»:

- Сколько я могу судить, массовое репетиторство распространено именно в старшей школе. В средней и младшей оно тоже есть, когда дети по разным причинам не усваивают программу. Это могут быть дети, например, не желающие учиться. Очень часто репетиторы в начальной и средней школе просто делают уроки с ребенком, то есть заменяют родителей.

В старшей школе многие школы официально заключают договоры с вузами, и многие преподаватели оттуда по субботам несколько часов за не очень большую плату занимаются с детьми профильными дисциплинами, которые помогают не только сдать ЕГЭ, но и подготовиться по предмету. И это выходит дешевле, чем платить репетитору.

Моя семья не раз обращалась к репетиторам по разным побуждениям. И репетитор всегда спрашивает, что нужно: готовиться к экзамену, делать домашнюю работу или подтянуть предмет? Это три главные задачи, которые они решают.

Мне кажется, хорошо, что такая возможность есть. Потому что наша школа не рассчитана на индивидуальное обучение и ориентируется на среднего ученика. Это нормально. Все попытки сделать индивидуальный подход в школе – это популизм, они носят декларативный характер. Массовая школа – это 25 учеников в классе, среди них есть самые разные. Учитель не может заниматься с отстающим или уделять время успевающему отличнику, которому средний уровень просто неинтересен. Да, есть спецшколы, лицеи, но по разным причинам не каждый ребенок может туда ездить. И тут репетитор тоже выход. Конечно, государство могло бы обеспечить дополнительные индивидуальные занятия в рамках школы с отстающими или продвинутыми, но государство не обязательно должно брать на себя все.

Репетитор получает гораздо больше школьного учителя при гораздо меньших нагрузках. Начинающий репетитор в Москве получает около 800 рублей за одно занятие. То есть два-три занятия в день – и вот уже средняя зарплата учителя. А преподаватель МГУ за два часа занятий получает от пяти до десяти тысяч рублей. Он готовит абитуриента к конкретному профильному экзамену. В этом есть своя сложность и нечестность, потому что дети из столицы получают гораздо больше шансов.

Убрав вступительный экзамен, мы решаем вопрос коррупции, но и лишаем возможности преподавателя понять, что собой представляет ученик. Я поступал в 80-е годы и сдавал два экзамена только по одной математике – письменный и устный. Если абитуриент получил «тройку», то в разговоре с преподавателем можно было определить, как он мыслит. Ведь не всегда важно знать наизусть таблицу Брадиса, важен талант. Сейчас система полностью исключает эту возможность. Но неравенство не извелось. Более богатые родители могут нанимать своим детям хороших репетиторов. И я готов очередной камень бросить в систему ЕГЭ и поступление в вузы. С коррупцией надо бороться иначе.

А репетиторы были всегда и никуда не денутся, и ничего плохого в этом нет.

02.02.2016

Семен Семенов по материалам Regions.ru

Другие мнения здесь: http://regions.ru/news/2571269/

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru