Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Пустое место…

Стоит в центре села Каменка-Садовка закрытый магазин «Хозтовары». Покосившиеся ставни, заросшие кустарником окна, проржавевший замок на двери. Но, несмотря на сегодняшний хмурый вид, сколько светлых и радостных воспоминаний хранит это здание, ведь заколоченный  магазин – это бывший крестильный домик.

Когда-то здесь совершалось таинство крещения, и сотни садовских малышей на радость родителей опускались в священную купель. А рядом стоял  храм, посвященный Николаю Угоднику. По свидетельству старожилов был он бело-розовым, с выкрашенными под золото куполами. И, глядя, как радостно солнце заливает купола, чувствовали себя жители села спокойно и благодатно.

Жителей Каменка-Садовки в нашем районе издавна называли цуканами. Цуканы - это этнотерриториальная группа в составе южнорусского населения, распространенная в том числе и в Воронежской губернии. В «Толковом словаре» В.И. Даля читаем: «Цукан (тамбовское, воронежское) – цокальщик, кто говорит ц вместо ч». Иного мнения придерживался в свое время воронежский краевед Путинцев, предполагавший, что прозвище «цукан» происходит либо от «чукавый» (догадливый, сметливый), либо от «чукан» - щеголь. Существует целый ряд и народных версий. Например, в Липецкой области в селе Казинка живут цуканы, или суканы – «в старину здешний барин Штахов якобы менял крепостных на сук – вероятно отсюда и название».
Следует отметить, что большинство  жителей цуканских селений утратило особенность своего говора в начале 20-го века.

Каменка-Садовские цуканы родом  из Шатского уезда Тамбовской губернии. Сел сначала было два – Садовка и Каменка (ее называли еще Шолковой). В 1816 году Каменка и Садовка объединились с общим названием Каменка-Садовка.


«Красавица наша золотая»


Николаевский храм в Каменка-Садовке был построен в 1870 году. В «Указателе храмовых торжеств Воронежской губернии» указано, что храму принадлежат «50 десятин пахотной земли, два подцерковных деревянных дома. От прихожан ежегодный взнос на причт 515 рублей. Прихожан 750 душ».
Участника Великой Отечественной войны Ивана Семеновича Плакунова в Николаевском храме крестили (как раз в сохранившемся крестильном домике). Церковь он помнит очень хорошо, здесь венчалась его сестра, сюда он часто приходил с мамой. Помнит он и батюшку. В память врезалась его приговорка  - «стал быть-стал быть». «Красавица наша золотая» - так говорит ветеран о церкви, вспоминает, что была вокруг храма аккуратная кирпичная ограда, благоухал сад из плодовых деревьев. «А внутри – все блестело-переливалось, как будто из золота было…»  
Недаром, как утверждает ветеран, в лаптях и босиком в храм ни-ни зайти было. До церкви шли кто в чем (обувь берегли), а перед тем как войти в храм, надевали сапоги.

В церкви очень красиво пел хор («и сейчас душа радуется»). А скольким людям храм спас жизнь! В морозы и снежные бураны (а в те времена такие погоды были нередки)  специально для путников звонили с колокольни, и заплутавший человек направлялся на спасительный звон.

Помнит Иван Семенович и как снимали большой колокол – благовестник. Его сбросили сверху на паперть, и она разбилась. А колокол только треснул. Местные коммунисты-активисты долго разбивали его кувалдами.  А рядом обливались слезами старухи…

К слову сказать, малые, так называемые зазвонные колокола с храма, разными путями попадали  в местную школу. Здесь с помощью них давали звонки на урок и на перемену. Один из них сохранился  до сих пор и по-прежнему созывает школьников на учебу. Колокол отлит из специальной колокольной бронзы, издает ни с чем не сравнимый прекрасный звон. Сам он небольшой, а по краю выгравирована фамилия мастера, кстати, очень известного до революции литейщика.

Церковь в Каменка-Садовке закрыли перед войной. Позже в ней был устроен клуб. Заведующий клубом поспешил сделать на храме надпись: «Клуб имени Сталина». Эта горячка чуть не стоила ему жизни. Дело в том, что внешне клуб оставался очень похожим на храм - возвышалась колокольня, в глаза бросались церковные окна и двери. Более того,  над центральным входом в храм был написан образ Божией Матери. Как ни старались его замазать-закрасить-забелить, образ проступал снова и снова. Все это привело к тому, что районное начальство возмутилось - как же можно назвать такой клуб именем вождя всех народов?! Заведующему в районе дали такую взбучку, что он, вернувшись в село,  самолично  несколько дней затирал надпись, а позже  и вовсе было принято решение перевести клуб в другое здание.

В храме разместили зерносклад, а потом его начали ломать-растаскивать. Было это при женщине-председателе. Малограмотная, но шибко партийная, она первая дала  добро на то, чтобы в церкви выломали полы. Дальше – пошло-поехало…

Жительница села  Евдокия Никифоровна Макунина  всю войну проездила санитаркой на санитарном поезде. Начальником этого поезда был отец  актера Олега Табакова. Свое военное прошлое она вспоминает с уважением. Говорит, что, несмотря на то, что Павел Табаков был очень строгим, к ней, к Дусе, у него претензий никогда не было. Все свои обязанности она выполняла добросовестно, себя не жалела вовсе. Но вот чего не может себе простить  пожилая женщина-фронтовичка из прошлого – это того, что в молодости перед войной  она ходила в свой храм на танцы. Этого она старается не вспоминать. Зато с какой-то удивленной радостью припоминает, как была здесь на венчании подруги. После, когда в храме открыли клуб, ни служб, ни венчаний в селе уже не было, только крестить детей батюшка продолжал, но уже на дому. Потом он исчез…

С 1876 по 1912…

В Новохоперском отделе ЗАГС архив  Каменка-Садовской Николаевской церкви сохранился практически с момента постройки храма – с 1876 года. Последняя церковная книга датирована  1910-1912 годами. Примечательно, что, судя по записям в книгах, на протяжении 35 лет в Каменка-Садовке служил один и тот же священник - Иоанн Иванов. (Возможно, именно видя перед собой пример такого верного служения, некоторые местные  отроки  того времени также решили посвятить себя церкви: Рыданов Федор Ефимович, 1894 года рождения, и Латышев Степан Васильевич, 1889 года рождения  поступили в духовную семинарию и впоследствии служили в различных приходах.  Оба расстреляны  в 1937 году.)

А в Каменка-Садовке, в 1909 году, Иоанна Иванова сменил священник Николай Богданов. Служил он до 1912 года включительно. Далее архив обрывается.

Деревянные, в зеленом переплете, с красно-коричневым орнаментом книги хранят много сведений о далекой жизни села,  наводящих на грустные размышления. В первую очередь речь идет о демографических показателях.



В 1880 году в Каменка-Садовке родились 91 человек, бракосочетались 34 пары. В 2009 году родилось 10 человек, заключили брак 5  пар.

А вот как  в 1880 году распределялось количество  умерших по возрасту:
До 1 года - 46
От 1 до 5 лет – 9
От 5 до 10 лет – 3
От 10 до 15 лет – ни одного
От 15 до 20 лет – ни одного
От 20 до 25 – 1
От 25 до 30 лет - 1
От 30 до 35 лет – 2
От 35 до 40 лет  – ни одного
От 40 до 45 лет - 1
От 45 до 50 лет – ни одного
От 50 до 55 лет - 1
От 55 до 60 лет - 2
От 60 до 65 лет - ни одного
От 65 до 70 лет – 4
От 70 до 75 лет - 3
От 75 до 80 лет - ни одного
От 80 до 85 лет - ни одного
От 85 до 90 лет - 1

Таким образом, из 74 умерших больше половины это грудные младенцы - бороться с ранней детской смертностью доктора тогда еще не научились. Но зато как мало умирало людей трудоспособного возраста!..
Сравнивать с подобными показателями нашего времени очень страшно.


***

Колокольня Каменка-Садовского Николаевского храма возвышалась над селом до начала 80-х годов. Как добрый маяк служила она жителям, возвращающимся из разных мест в родное село. Потом местные власти приняли решение ее разрушить. Хотели взорвать, но рядом была школа. Колокольню терзали несколько дней с помощью тракторов. И растерзали…

Осталось  в селе пустое место. Выросли целые поколения, не знающие, что на этом пустыре стоял храм, не зревшие его красоты, не  ведающие, что когда над селом вставало солнце, свой первый - самый яркий и радостный луч - оно посылало золотому куполу…

Светлана Еремеева

Новохоперский район,

Воронежская область

Рассказ о Преображенском храме

← Вернуться к списку

Комментарии


Галина
26.03.2017 13:38
Спасибо за прекрасную статью. Мое детство проходило в селе Каменка-Садовка. Каждое лето я приезжала к бабушке и дедушке в гости. Так хочется знать больше. Буду благодарна за любую информацию о своей малой Родине и предках.

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru