православный молодежный журнал |
История и мыБелая памятьТам белые церкви… Там строгая память… Анна Ахматова.
Повелось это еще с начала 20-го века, когда в Елань-Колено был выстроен второй храм (освящен в 1914 году). Новый храм возвели из красного кирпича. А уже имеющаяся в селе церковь была из белого кирпича. Так их и стали называть – красная и белая. Красный храм – Воскресенский - благополучно пережил все лихолетья и действует в селе и поныне. Белая церковь, посвященная Казанской иконе Божией Матери - осталась только в народной памяти. А ведь под защитой Казанского храма село Елань-Колено начиналось и развивалось. Как свидетельствуют Воронежские Епархиальные Ведомости от 1867 года, Казанская церковь в селе была построена еще в 1712 году, в 1713 освящена Игнатием, епископом Коломенским. Была та церковь деревянной. В 1732 году служил в ней священник Игнатий, а в 1756 году - Тимофей Павлов. В 1787 году деревянное здание церкви быль продано в слободу Васильевку, а оттуда в Колодеев хутор. На месте бывшего деревянного храма поставили небольшую каменную кампличку, а рядом начали возводить храм из белого кирпича. Белый каменный четвероугольный Казанский храм построен в 1788 году старанием священников Косьмы Абрамова и Павла Тимофеева. В 1780 году была построена и соединена с церковью открытой галереей колокольня. В 1850 году священник Федор Абрамов убедил прихожан сделать пристройки к северной и южной сторонам придела. Открытая галерея была заменена скрытою трапезою, алтарный выступ значительно удлинен и расширен и церковь приняла крестообразную форму. В Казанской церкви был освящен придел Святителя Николая. Имелось 3 десятины усадебной земли, пахотной и сенокосной - 30 десятин. Два штата. Прихожан - 2800 душ. Старожилы Елань-Колено хорошо помнят белую церковь. Рассказывает Анна Харитоновна Никитина (85 лет): «Белая и красная церкви стояли недалеко друг от друга. Стоит перед глазами, как на праздник Крещения Господня выходили с хоругвями из обеих церквей и с молитвами шли навстречу. Потом соединялись и вместе спускались к реке Елани, где начиналась большая служба». У родителей А.Х. Никитиной ребятишек была куча. Всю эту кучу отец регулярно сажал на повозку и на лошади вез в церковь. Каждому давал с собой по мешочку с сухариками и кусочком сахара. «В детстве я много раз бывала в белой церкви, - вспоминает об этих поездках Анна Харитоновна. - усаживали на скамью недалеко от входа, я грызла сухарики из своего мешочка и рассматривала иконы». Казанскую церковь начали уничтожать еще до войны. Ломали ее страшно. Белые стены взрывали, а потом растаскивали тракторами. Когда с купола сбросили большой колокол, удар о землю был такой силы, что из протекающей недалеко от церкви Елани на берег хлынула вода. Одна из свидетельниц разрушения храма вспоминает: «Не знаю, как так получилось, что один из тракторов повис нам храме. Это было так страшно! Стоявшие вокруг люди плакали и просили: «Не трогайте церковь. Видите, Бог наказывает!» Белый кирпич - намоленный за полтора века жизни храма – возили в соседний поселок Елань-Коленовский. Принимавшая в этом участие Анна Петровна Колягина (88 лет) рассказывает: «Колхоз дал задание: вывозить кирпич. Возили на быках и лошадях. Из этого кирпича на сахарном заводе строили ограду». Церковный кирпич пошел также на строительство Елань-Коленовского райкома партии. Говорят – ломать не строить. Но с Казанским храмом вышло иначе. Разрушить церковь до основания смогли только за несколько лет. Старожилы села вспоминают, как долго не поддавалась крушителям последняя – высокая-высокая стена. Подцерковные дома не тронули. В одном из них в войну размещался детский дом для эвакуированных малышей. Зато сравняли с землей церковное кладбище. Могилы священнослужителей и достойных прихожан были поруганы и осквернены. Меж тем, в одной из церковных книг Казанского храма, нам попался листочек с прошением следующего содержания: «Его высокопреосвященству Преосвященейшему Анастасию, Епископу Воронежскому и Задонскому прошение крестьянина Никифора Михайлова Павлова. 1901 года 14 сентября Волею Божьей умерла моя жена Ксения. Желание мое и детей похоронить ее в ограде при церкви Казанской Божией Матери. Жертвую на устройство нового иконостаса 75 рублей и покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить местному причту похоронить мою жену при церкви». Знал бы просивший, какая участь постигнет кладбище при храме да и сам храм… Кстати, архив обеих коленовских церквей хорошо сохранился. Метрические книги Воскресенского храма (красного) ведут свой отсчет с 1911 года. Архив Казанской церкви (белой) - с 1868 по 1917 год. В книге о браке мы нашли еще один интересный документ. Это аналог современного свидетельства о разводе (единственный случай за время нашей работы с церковными архивами). Вот что представляет собой этот документ: «Указ его императорского Величества самодержца Всероссийского из Воронежской духовной консистории архивариусу оной. По определению Епархиального начальства, утвержденного указом Святого Синода…, брак крестьянина села Елань-Колено Архипа Поликарпова Ходыкина, совершенный Причтом Казанской церкви села Елань-Колено 12 февраля 1888 года, расторгнуть по прелюбодеянию жены его Ульяны Никитиной с дозволением истцу вступить в новый брак и с преданием ответчицы семилетней епитимии в понесении коей предоставлено и ей вступить в новый брак». Кстати, согласно переписи населения 1897 года, в России на 1000 мужчин приходился 1 разведенный, на 1000 женщин – 2 разведенные. Церковные книги открыли и имена батюшек, служивших в Казанском храме: Дмитрий Иосифов, Петр Васильев, Николай Боголюбский… …Казанская церковь стояла рядом с современным узлом электрической связи. Сейчас на ее месте – магазин, жилые постройки и заброшенный пустырь. А еще дом, отличающийся от всех старинными резными наличниками. Это одно из подцерковных зданий Казанского храма. А самой Белой церкви – древней хранительницы села - как будто и не было.
Видно, дни золотые прошли, Все деревья стоят как в сияньи. Ночью холодом веет с земли; Утром белая церковь вдали И близка и ясна очертаньем.
Она близка. Но не видна…
Светлана Еремеева Воронежская область, Новохоперский район Рассказ о Николаевском храме в Каменка-Садовке
Из старых словарей:
Село Еланск. Колено на красив. изгибе (колене) р. Елани, впадающей въ Савалу; отсюда произошло название села коленомъ. Заселение Елани началось въ половине XVI века. Въ пору заселения эта местность была притономъ разбойничьихъ шаекъ. Устное предание и самая местность сохранили о нихъ память. Главн. притоны разбонниковъ были въ Максиномъ яру и Люсине кургане. Въ немъ сохранилось и доселе обширное подземелье. Замечательныхъ кургановъ; семь; на безыменномъ кургане и доселе стоить каменная баба. По поясъ она въ земле, руки по швамъ. видны груди и лице; на голове проборъ и коса спускается тремя рядами. Такая же баба была и на «бабьемъ кургане» Жителей въ Елани более 7000 д.: выходцы они изъ Ефремова и Ельца… св. Тимофеева № № 13—15).
Село основано в конце 17 столетия. Дворов – 986, жителей 6749, почти все великороссы, занятие из хлебопашество и скотоводство. Церковно-приходская и земская школы, 4 ярмарки. Церковь (прав. Богоотец Иакима и Анны) въ с. Еланскомъ Колене, Новохопер. уезда, съ приделомъ св. Николая, каменная съ колокольнею. ← Вернуться к списку Здравствуйте! Благодарим за статью. Подскажите, пожалуйста, а где сохраненные архивы коленовских церквей? Очень интересуют метрические книги. Где можно с ними ознакомиться?
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |
Комментарии