Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Утраченный храм


«Зачем нужна улица, которая не ведет к храму?». Этот вопрос прозвучал в кинофильме «Покаяние». Утраченных храмов уже не вернуть. Но сохранить память о них – в наших силах. Разрушенному сельскому храму в Алферовке посвятили свое исследование учитель Анна Вячеславовна Иванникова и ее ученица Элина Силачева.

Как  волнительно держать в руках эти ценные и редкие фотографии.  Разглядывать  их и представлять, как шла в этот храм на венчание какая-нибудь счастливая молодая пара, с какой радостью приносили сюда крестить детей, как с благоговейным молчанием стояли на отпевании. Все самое главное и самое святое в жизни людей  было связано с  небольшим сельским храмом,  который остался только на чудом сохранившихся снимках.

Село Алферовка  – одно из самых старинных поселений Новохоперского  района. Согласно разным источникам, до революции здесь было 745 дворов, 5700 жителей,  волостное правление, 3 школы (земская, церковно-приходская, школа грамоты) со 184 учениками, 11 лавок, 13 ветряных мельниц, 7 кузниц  и еженедельные базары.

Храм Николая Мирликийского в селе Алферовка был намного старше многих сельских храмов Новохоперского уезда. В «Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии» указано, что «церковь в слободе Алферовке, Новохоперского уезда, деревянная с такою же колокольнею и оградою из дикого камня построена в 1787 году. Земли пахотной и сенокосной 60 десятин. Два штата.  Богданов (10 в.),  Варваровка (3 в.)».

Согласно  «Памятной книжке Воронежской губернии на 1893 год»  число душ в приходе  Никольского храма с. Алферовка составляло  2122 мужчины и  2150 женщин.

 

«Горюем до сих пор»

 

Никольскую церковь закрыли в 1937 году. О дальнейшей судьбе храма рассказывают старожилы села Алферовка.

Александр Николаевич Ряшин:

- Здание церкви принадлежало колхозу. Купола ломали в 60-е годы. Хотели построить клуб, сделали кинобудку, сцену, но клуб не работал. Приспособили помещение под склады. В 1975-1976 годах церковь сломали до основания. Из стройматериалов построили пять квартир. В 1980-е годы на месте храма выстроили школу.

Мария Ивановна Перфильева:

- Церковь была очень красивая, ухоженная. Люди очень горюют и до настоящего времени о такой утрате. Пока работала церковь, родители меня водили на богослужение, да мы и сами бегали туда.

Во время закрытия церкви  жители села сутками караулили, чтобы улучить момент и спрятать иконы, некоторым это удавалось.

Был такой момент, когда из церкви решили сделать клуб. Приезжие тракторами  стащили купола. Маленьких икон не было в церкви давно, а вот большие образа остались. Один человек по прозвищу Гречка решил подцепить багром образ Фомы, после долгих попыток ему все-таки это удалось. Икона упала ему на спину, так он так и ходил сгорбленным до смерти. Позже, во время строительства школы, потревожили прах батюшки. Люди видели гроб со священником с бородой в ризе с крестом. Что стало с останками мне не известно.

Таисия Владимировна Акименко, ныне жительница  города Воронежа:

- В 1937 я ходила в первый класс, и церковь посещала тайно, так как ученикам туда ходить запрещалось.  Церковь была деревянная. У алтаря снаружи рос большой вяз. Знаю, что в 1917 году был арестован и расстрелян алферовский священник – отец Лука. (Прим. «Вестей». Согласно церковным книгам Николаевского храма с. Алферовка, этого батюшку звали Лука Ильин. В архиве отдела ЗАГС сохранились 11 алферовских метрических книг с 1835 г. по 1918 г.).

В Алферовке до сих пор стоит дом отца Луки Ильина.  Он выстроен в начале 20 века и его смело можно отнести к памятникам сельского деревянного зодчества. Дом очень красивый, весь резной, с высоким кружевным крыльцом.  Внутри сохранилась печь с литыми чугунными дверцами, украшенными изображением всадника на коне и колесницы. С 1932 года  в доме располагались сельская больница и роддом.  В настоящее время часть здания занимает Алферовский ФАП, в другой половине – жилое помещение. 

 

Последний священник

 

В 30-е годы до последнего дня перед закрытием храма в Алферовке служил священник Феофилакт Попов. Вот что вспоминает о нем его внучка Ольга Порфирьевна Костарева (ныне она живет в г. Николаеве):

«В 1935 году мои родители, жившие в селе Алферовка Новохоперского района Воронежской области, переехали в г. Сталино (Донецк), а меня оставили пока жить у дедушки и бабушки. Было мне шесть лет.

     Дед, Феофилакт Степанович Попов, был сельским священником. Жили мы в церковной сторожке, вокруг которой был фруктовый сад. Жили бедно. В доме стояли только кровати и столы. Но каждый день в доме готовили обед в расчете на случайных бедных селян, которые придут в церковь из других сел.

     Был мой дед человеком порядочным, честным и добрым. Я с ним очень дружила. Дед очень любил рыбалку и когда он отсутствовал дома, на меня ложилась обязанность его искать на реке, на случай, если он кому-нибудь из прихожан срочно понадобится.

Когда начиналась посевная или уборочная, дед ходил в колхоз помогать. Никто его не просил, он считал это своим долгом. А сельские власти говорили, что он ведет среди народа агитацию.

Жители села деда любили. Он мог бесплатно окрестить ребенка или оказать другую услугу, если у человека не было денег.

     В 1937 году в дом пришли какие-то люди. Деда увезли. На следующий день он вернулся домой с опущенной головой. Мне было уже восемь лет, и мы с ним разговаривали как взрослые. Я узнала, что его вызывали в НКВД и предложили отречься от сана, тогда его оставят в покое, а в противном случае арестуют.

     Деда увозили и привозили несколько раз, в конце концов, он домой не вернулся. Я очень просила его, чтобы он отрекся от сана, на что он ответил: «Скорее я разрешу отрубить себе голову».

     Мы с бабушкой уехали в Новохоперск, где дедушка находился под стражей, и были там до момента, пока его не отправили в лагерь. Суда не было… Перед отправкой нам дали свидание с ним, и он сказал на прощанье: "Не плачьте, так, видно, Богу угодно!" А мне сказал:  «Береги бабушку».

     Через несколько дней начался обыск в церкви. Поднимали полы, искали какой-то золотой крест, но у деда кроме медного креста, ничего не было. Наш дом разрушили. Мы с бабушкой уехали в Донецк».

Феофилакт Степанович Попов умер в заключении в Коми АССР, в Интинском исправительно-трудовом лагере, через год после ареста - в пасхальные дни 1938 года. Последнее письмо от него пришло за несколько дней до его смерти. Он писал родным, что вынужден ходить на помойку и собирать там отбросы, чтобы не умереть с голоду.

В конце 70-х годов внучка последнего алферовского священника вместе со своей дочерью приезжала в Алферовку:  «Сев в деревенский автобус, я почувствовала на себе любопытные взгляды сидящих в автобусе. Когда я объяснила, кто я, люди с радостью сказали, что они помнят священника Феофилакта Степановича Попова. Ко мне приходило очень много земляков, чтобы повидаться и поговорить. Помнят люди деда, и это главное. А на месте, где была церковь - пустынная площадь,  - ничего, чтобы напоминало  о ней. Нет сторожки, нет сада.  Ничего больше нет…"

 

***

 

К истории Алферовского храма хочется добавить следующее. С этой скромной сельской церковью связаны имена двух больших подвижников благочестия. Это Венеамин (Павлов), епископ Балтский, и  Преподобный Оптинский старец схиархимандрит Амвросий Балабановский (Иванов).

Вениамин (Павлов), епископ Балтский, викарий Подольской епархии родился в 1821 году в слободе Красная Новохоперского уезда в семье дьячка. Учился в Воронежской духовной семинарии, которую окончил по 1-му разряду. 2 июня 1842 г. рукоположен в священники к церкви в селе Алферовка. После потери жены в 1843 году поступил в Курскую духовную академию, где 11 марта 1845 г. был пострижен в монашество. По окончании курса со степенью магистра определен в Воронежскую духовную семинарию профессором по библейской и церковной истории, археологии и каноническому праву. В 1856 г. возведен в сан игумена, через три года стал архимандритом. В разные годы Венеамин (Павлов) был ректором Орловской, Архангельской, Новгородской духовных семинарий, настоятелем мценского Петропавловского монастыря, архангельского во имя архангела Михаила монастыряря, новгородского  монастыря Антония Римлянина. 

В 1870 году он был назначен, 4 ноября наречен и 8 ноября хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. Скончался в 1890 году.

После революции, в самое трудное для церкви время, с 1919 по 1921 год, волею судьбы в Алферовском храме служил иеромонах Оптиной Пустыни Амвросий (Иванов).  Когда он гостил у своей тети в Таволжанском монастыре, туда приехали поговеть диаконица и учительница из села Алферовка. Они упросили Амвросия послужить в Алферовке. Он согласился поехать только на один праздник – Благовещения Божией Матери. Но  из-за развернувшихся жестоких боев красноармейцев и казаков и невозможности ехать по железной дороге Амвросий задержался в Алферовке на два года.

Вот что Преподобный старец Амвросий Балабановский вспоминал в своей автобиографии: «Опишу чудо, бывшее в 1920 году, когда я служил в с. Алферовка. После служения Литургии я пришел домой, и покушавши, пошел в огород в беседку отдохнуть. Вдруг ко мне зашли два красноармейца и сообщили мне, что случилось недавно в Таволжанском монастыре. Они сказали, что когда в монастыре были казаки, то монашки служили молебен казакам и коней их окпропляли Святой водой. Прогнавши казаков, красноармейцы хотели наказать за это монахинь, но в это время с чердака слез комиссар г. Новохоперска Буханцев и говорит: «Товарищи, этим матушкам никакого зла не делайте – они спасли мою жизнь. Я являюсь комиссаром города Новохоперска и, когда наступали казаки, я и мои товарищи бежали. Я пришел к этим матушкам,  и они спасли меня от смерти. Я с чердака все видел, а казаки заставляли их служить молебен и водосвятие. Если бы они отказались служить, то казаки их плетками застегали и пиками пронзили. Вы хотите их расстрелять, но они беззащитные, что им приказывали, то они исполняли.

Тогда красноармейцы говорят: «Вы им служили молебен, служите и нам». И стали монашки служить молебен и красноармейцам. И многие солдаты брали свечи и на коленях молились Богу, чтобы их Господь сохранил и помиловал».

Схиархимандрит Амвросий  Балабановский умер в 1978 году на 100-м году жизни, он был одним из последних Оптинских старцев. Верующие со всех концов России стекались к нему за благодатной помощью, советом и утешением.

Так случилось, что в Алферовском храме бывали и известные на всю Россию мирские лица. Так знаменитый художник А.П. Рябушкин в 1891 году в Алферовке записывал псалмы черничек, которые оформлял в виде небольших книг. Одна из них сохранилась.  В описи архива эта книжечка представлена следующим образом: «Рябушкин А.П. Псалмы (канты), записанные им факсимиле с рукописи черничек в с. Алферовке Воронежской губернии Новохоперского уезда с виньеткой и рисунками на переплете. 1892».

Можно предположить, что в конце 19 века в Алферовскую церковь заходила и известная  российская оперная певица  Надежда Обухова. В детстве она не раз гостила в Алферовке у своего родственника, потомственного воронежского дворянина Аркадия Павловича Муфеля, служившего управляющим Алферовским имением, относящимся к Саратовскому удельному полку.

И под конец, уже о нашей современнице. В 2007 году за благотворительную деятельность орденом святого князя Даниила Московского награждена генеральный директор крупной самарской коммерческой фирмы «Русь-1» Любовь Морозова.  Высокую награду  ей вручил в то время митрополит, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Какое отношение она имеет к Алферовскому разрушенному храму? А вот что  рассказывает Любовь Михайловна Морозова в своем интервью православной газете «Благовест»:

- У меня глубокие православные корни… Дед Сергей Павлович Олейников, крестьянин из села Алферовка Воронежской губернии, был сильно верующим человеком. Он ходил на службы в храм, был усерден в молитве, своим рвением к Богу был замечен сельским батюшкой и определен в алтарники.

Когда в селе разрушили храм и арестовали священника, настали очень трудные времена. Деда арестовали, и он просидел в тюрьме около полугода. Может, арестом хотели напугать и тем самым погасить в дедушке веру. Но арест не сломил его и не остудил его горячей веры. По воскресеньям дедушка приходил на развалины сельского храма, вставал на колени и со слезами на глазах молился. Он не мешал своей тихой молитвой никому, он только плакал о содеянном и просил прощения… Но власть не могла смириться с любым проявлением веры и причислила моего деда к врагам народа. Вскоре его снова арестовали и сослали на Соловки, а потом расстреляли за веру.

Однажды я узнала, что в Самаре строят новый храм. И подумала - как бы обрадовался мой дед Сергей…  Тогда первый раз в жизни я пожертвовала на строительство храма. В моей жизни началось стремление к настоящей православной жизни, мое становление как православного человека. Возможно, и об этом тоже была дедова молитва на развалинах  алферовского храма»…

 

Публикацию подготовила Светлана Еремеева

← Вернуться к списку

Комментарии


Григорий Раздобедин
22.03.2015 16:05
Низкий поклон всем кто помогает нам помнить,не забывать свои корни.Храни Вас Бог!

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru