Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Брачные узы Полоцких князей


 Брачные истории Полоцкой земли конца XII – начала XIII века, как укрепляющие государственность, известны нам плохо. К величайшему сожалению, погибла Полоцкая летопись, принадлежавшая в начале XVIII века архитектору П. М. Еропкину, другие летописи, а, стало быть, и историки, умалчивают о супругах первых Полоцких правителей. Мы не знаем ничего о женах Изяслава Владимировича, Брячислава Изяславича, Всеслава Брячиславича, Мстислава и Святополка Изяславичей, Рогволода Всеславича. Известны супруги более поздних князей. В летописях упоминается вторая жена Святополка Изяславича, половецкая княжна Елена, дочь Тугоркана; жена Изяслава Мстиславовича – Агнесса, дочь Конрада III; жена Святополка Мстиславовича – Ефимия, дочь Оттона Омолоцкого. Эти факты свидетельствуют, что Полоцкие князья, видимо, не доверяли Киевским родичам и укрепляли свою власть брачными союзами со степняками, европейскими правителями. Впрочем, не только.

 Мономах выдал дочь Агафью за полоцкого князя Брячислава II, Мстислав Владимирович отдал старшую дочь Ксению за Брячислава III, Давыд Вячеславич женил своего сына на внучке Мстислава Великого. Глеб Всеславич, родоначальник минской ветви полоцких князей (княжил в Минске с 1101 по III9 г.), женился на дочери Владимиро-волынского князя Ярополка Изяславича Анастасии. Но это не мешало ему воевать с родичами. В III6 году Глеб пошел на Мономаха, сжег Слуцк и полонил много людей между Припятью и Двиною. Тогда Владимир, надеясь на Бога и правду, по выражению летописца, пошел к Минску со своими сыновьями, а также с Давыдом Святославичем и сыновьями Олега Святославича. Мономаховичи взяли Оршу и Друцк, а сам Владимир подошел к Минску и осадил в нем Глеба. Мономах решил захватить этот город, сколько бы ни пришлось стоять под ним, и для того велел у стана строить прочное жилье (избу). Глеб, увидев приготовления к долгой осаде, испугался и начал слать послов с просьбами. В то время шел Великий пост. Владимир, не желая проливать христианскую кровь в Великий пост, дал ему мир; Глеб вышел из города с -детьми и дружиною, поклонился Владимиру и обещал во всем его слушаться; тот, дав ему наставления, как вести себя впредь, возвратил ему Минск и пошел назад в Киев. Но в III9 году Глеб забыл о наставлениях и начал новую войну, захватил Смоленскую землю. Мстислав Владимирович, сын Мономаха, вновь ходил на Минск, пленил Глеба, увел его в Киев, где он в том же году и помер.

Какое влияние оказывали на своих мужей жены полоцких князей, опять-таки летописцы умалчивают. Впрочем, в Полоцкой летописи, которую до утери удалось посмотреть В.Н. Татищеву, говорилось о полоцких событиях 1217 года:

 Свидетельствует летопись:

«Борис Давидович, князь Полоцкий, женился вторым браком на Святохне, дочери Померанского князя Казимира, женщине прекрасной и хитрой, которая хотя и должна была принять греческий закон, но не отпустила от себя латинского священника. Имея сына Владимира, или Войцеха, она ненавидела пасынков, Василька и Вячка, и через вельмож внушала им мысль проситься у отца в Двинскую область. Борис отпустил их с сожалением; а мачеха, пользуясь отсутствием молодых, добрых князей, начала гнать преданных им бояр и возводить своих единоземцев на степень высших чинов государственных. Недовольный народ требовал изгнания чужестранцев и возвращения старших сыновей Борисовых. Тогда Святохна от имени тысяцкого Симеона, посадника Воина и ключника Добрыни, ее главных врагов, сочинила письмо к пасынкам, убеждая их свергнуть отца с престола, казнить мачеXV и младшего брата Владимира. Это письмо было вручено легковерному князю Борису. Призвали обвиняемых бояр: они клялись в своей невиновности. Но друзья Святохны, не слушая, убили их. Многие поверили клевете, но Василько Борисович нашел способ обличить клевету мачехи. В день Спаса народ восстал при звуке вечевого колокола, взял Святохну под стражу, умертвил или изгнал всех поморян и, не сделав никакого зла князю Борису, отправил бояр за его сыном Васильком».

 В.Н. Татищев держал эту летопись в руках очень недолго. Он отметил, что в ней «много о полоцких, витебских и других... князех писано; токмо я не имел времени всего выписать и потом... видеть не достал»«.

Удивительны переплетения судеб людских! В Беларуси, можно сказать, все от мала до велика знают просветительницу Евфрасинью Полоцкую. Но долеко не все ведают, что в жилах праправнучки Рагнеды текла и византийская кровь, кровь Монамахов—князь Витебский Святослав Всеславович был женат на Софье, дочери Владимира II Всеволода Монамаха. Сын Довыда Всеславича Брячислав тоже породнился с Мономахами, бракосочетался с Ксенией Мстиславовной.

Тем не менее, черная кошка то и дело пробегала между родственниками. В 1129 году Киевский князья Рогнединой ветви отправили в изгнание в Византию чуть ли не всех Изяславичей Полоцких. Многие там и умерли. Рогволод Борисович же в 1143 году вернулся, женился на дочери Изяслава Мстиславовича и стал сначала князем Друцким, а затем и Полоцким. И еще два полоцких князя имели в женах представительниц рода Монамаха – Ростислав Глебович (1090—1165) был женат на дочери Ярослава Святополчича Софии, а Вячеслав Ростиславович взял в жены дочь Вячеслава Владимировича, великого князя Киевского.

 А вот Володарь Глебович стал искать союз с поляками, женился на Рыксе, дочери Болеслава III и вдове Магнуса Сильного. По одной из версий этот брак был заключен с целью объединения Володаря и Болеслава III против короля Дании Эрика II.

Из книги: Александр ЧЕРНЯК. Ольгина и Рогнедина ветвь, или Узы брачные, оставившие след в нашей истории

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru