Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Мы помним...


Еще мы помним тех ребят-солдат,

Что и махоркой даже не пропахли.

Давно уже со стен они глядят

Глазами пожелтевших фотографий.

 

Петр Мельников,

смоленский поэт-фронтовик

 

Недавно я был просто поражен признанием одного вузовского преподавателя, что многие современные выпускники школ не знают, когда проходила Великая Отечественная война! Не знают они также и того, кто с кем воевал! Многие молодые люди по окончании школы уверены, что в Великой Отечественной войне воевали или Америка с Германией, или Америка с Россией! Трудно поверить, но это факт: вчерашние школьники путают Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 года! Вот так аукнулась нам реформа школьного образования.

Впрочем, в этом виновата не только реформа школы. Своими глазами видел, как по одному из наших телеканалов показывали подростковый американский мультфильм, в котором доблестные американские солдаты освобождали людей из фашистского концлагеря на территории Польши! Не удивлюсь, что после подобных “мультиков” в головах наших нечитающих и еще не сформировавшихся подростков сам собой появится вопрос: а может, действительно все было именно так, как нам показывали по телевизору? Может, вообще главный победитель в войне — Америка? И зачем нам сегодня что-либо знать об этой войне? Ведь это не наша война, давно она была...

 

 ***

 

Когда началась война, у моей бабушки на руках было двое маленьких детей. Из горящего города она кое-как смогла перебраться в глухую деревню на границе с Брянщиной и Белоруссией. Там встретилась с партизанами и стала связной в знаменитом отряде “Тринадцать”. Однажды кто-то донес об этом немцам, и они неожиданно нагрянули с обыском в избу, где жила бабушка с детьми. Фашисты вывели всех, включая маленьких детей, на обрыв реки. Построили в шеренгу, а напротив поставили пулемет и сказали, что если найдут в избе хоть что-нибудь связанное с партизанами, то всех расстреляют. Слава Богу, они ничего не нашли. Моей матери было тогда 4 годика, но этот ужас так врезался в ее детскую память, что каждый раз, когда она это вспоминает, в ее глазах появляются слезы.

Дед мой в это время воевал на Малой Земле, там же, где и будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев. Правда, потом дед говорил, что он не помнит такого военачальника. С боями дед дошел до Вены, и, судя по наградам, воевал хорошо. О войне он почти ничего не рассказывал. Я так его и запомнил — молча сидящего в орденах и медалях за праздничным столом 9 Мая.

Уверен, что подобные истории могут рассказать в каждой российской (и не только российской) семье. Та война коснулась всех. Как поется в песне из фильма “Офицеры”: “Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...”

Но многих война не пощадила. В очень многие семьи пришло тогда горе. И до сих пор неизвестно точное количество погибших.

 

 ***

 

Война прокатилась по Смоленщине чудовищными смертельными жерновами. Гитлеровцы за период оккупации совершили колоссальные разрушения и неслыханные злодеяния. Они почти полностью сровняли с землей 12 городов. Смоленск был разрушен на 97 процентов и представлял собой одно большое пепелище и каменные руины. Рабочие поселки, райцентры и сотни деревень были стерты с лица земли. Причем многие деревни сжигались оккупантами вместе с жителями, со стариками и детьми.

Фашисты разрушили и разграбили 935 промышленных предприятий, более 3 тысяч учреждений культуры и здравоохранения, сожгли почти 250 тысяч домов в деревнях и селах, отобрали у населения 1,5 миллиона голов скота. Материальный ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 40 миллиардов рублей.

Тысячи смолян погибли на фронтах и в партизанских отрядах. Здесь же, защищая Родину, погибло огромное количество советских солдат и офицеров. По данным последних исследований, общие потери Красной армии на территории Смоленской области в 1941—1944 годах составляют около 3 миллионов человек, включая 7,5 тысячи партизан. Число наших солдат, погибших на смоленской земле, составило более 15 процентов от общих безвозвратных потерь Вооруженных сил СССР в Великой Отечественной войне. Смоленщина стала той частью Советского Союза, где наши войска понесли самые значительные потери. Здесь земля по-настоящему пропитана кровью.

Десятки тысяч людей были замучены гитлеровцами. За время оккупации немцы расстреляли, повесили, сожгли, закопали живыми, отравили ядом и газом в душегубках, замучили в застенках

151 319 мирных граждан и 230 137 военнопленных, 164 630 человек они угнали на каторжные работы в Германию. По сравнению с довоенным временем население области сократилось наполовину, а многие районы буквально обезлюдели.

Не случайны глубоко трагические строки поэта-смолянина Михаила Исаковского, написанные в 1945 году и ставшие впоследствии песней:

 

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

 

Вся Смоленщина лежала в руинах. До сих пор население Смоленской области так и не достигло довоенного уровня.

 

 ***

 

Нашему поколению, рожденному в 60-е, повезло — учась в школах и вузах, мы еще застали преподавателей-фронтовиков. Это были настоящие люди и настоящие ученые.

На первом курсе института нас удивлял не только своими познаниями, но и громогласной манерой чтения лекций профессор Георгий Трофимович Рябков, крупнейший специалист по аграрной истории России. Позже мы узнали, что во время войны Георгий Трофимович был пулеметчиком и получил тяжелейшее ранение на фронте под Москвой, после которого он стал плохо слышать.

 

Немалые испытания в годы войны выпали и на долю нашего преподавателя всеобщей истории, известнейшего исследователя утопического социализма Ильи Натановича Неманова. Он служил в пехоте и был тяжело ранен в бою на Северном Донце.

Фронтовиком был и преподаватель отечественной истории, заслуженный деятель науки, профессор Дмитрий Иванович Будаев. В 1941 году он служил в саперной части под Москвой, потом воевал в стрелковой части на Втором Украинском фронте, в апреле 1945 года был ранен в ноги и живот на территории Чехословакии и целый год лечился в полевых хирургических госпиталях в венгерском городе Дебрецен. На войне Дмитрий Иванович потерял двух братьев.

 

 ***

 

Смоляне доблестно сражались на фронтах, в партизанских отрядах, в подполье. Они были среди защитников Брестской крепости, участвовали в обороне Москвы, сражались под стенами Сталинграда, громили врага под Орлом и Курском, форсировали Днепр, Вислу, Дунай и другие водные рубежи, освобождали от гитлеровцев страны Восточной Европы, штурмовали Берлин.

Десятки тысяч смолян были награждены орденами и медалями, более 236 удостоены звания Героя Советского Союза, 44 стали полными кавалерами ордена Славы. Среди них: летчики А. И. Колдунов и В. Д. Лавриненков, дважды Герои Советского Союза; М. А. Егоров, водрузивший вместе с М. Кантария Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине; С. В. Гришин, командир партизанского соединения; генерал армии П. А. Курочкин; генерал-полковник И. Т. Гришин; маршал бронетанковых войск О. А. Лосик. За мужество и стойкость, проявленные защитниками Смоленска, активное участие смолян в партизанском движении и успехи, достигнутые в восстановлении города, Смоленск был награжден орденом Отечественной войны I степени и орденом Ленина. Ордена Отечественной войны I степени был удостоен также город Ельня, где в 1941 году в тяжелейших боях родилась Советская Гвардия. В канун 40-летия Победы над фашизмом Смоленску было присвоено почетное звание “Город-герой” с вручением медали “Золотая Звезда”.

 

 ***

 

О Дне Победы, точнее, о том, как его праздновали в больших городах, сказано много. Много снято кинолент, где гремит праздничный разноцветный салют, шумят многотысячные народные гулянья, люди целуются и обнимаются.

В российских деревнях и селах было по-другому. Смоленский поэт и писатель Михаил Иванович Сосенков, которому тогда было всего лишь 6 лет, так описал 9 мая 1945 года в его родной деревне: “Слово “Победа” в деревню принесли школьники. В этот день они не занимались, а после краткого собрания их распустили по домам. Вот они-то с криками “Победа! Победа!” и прибежали в деревню. Наши матери были в поле: выполняли норму — вскопать четыре сотки давно не паханной, затвердевшей земли. Несмотря ни на что, в деревне шел сев.

Школьники, вырывая друг у друга железяку, стали барабанить в висящую в центре бомбу. На звонок прибежали женщины. Добрая половина из них уже получила похоронки, но все-таки надеялись. Ученики принесли радость и шум школьного торжества, но женщины приняли это веселье как-то отрешенно и молчаливо.

После обеда все снова пошли с лопатами в поле, многих заменить уже было некому. Пожалуй, сейчас они это почувствовали еще сильнее. А норма была жесткая — вскопать лопатой четыре сотки”.

Это действительно был “праздник со слезами на глазах”...

В боях за освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков бесстрашно сражались в небе французские летчики легендарного полка “Нормандия — Неман”. Одна из улиц в Смоленске названа в их честь.

Недавно преподаватель вуза пожаловался мне, как на семинарском занятии на его вопрос о том, что же такое “Нормандия — Неман”, почти все студенты хором ответили, что это столица страны где-то в Европе...

 

Дмитрий Тихонов

 

Смоленск

 

Впервые опубликовано в журнале «РФ сегодня»

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru