православный молодежный журнал | |
ПочитатьВ «Полдень» солнце в зенитеО 17-м выпуске альманахаСогласно законам природы, в миг наивысшей точки, когда солнце замирает над Землей, исчезают тени. Не следует их искать и на страницах литературного альманаха, не первый год издающегося в подмосковных Мытищах. Казалось бы, издание, на страницах которого в большинстве своем печатаются произведения членов литературного объединения имени Дмитрия Кедрина – членов ЛИТО, возникшего в прошлом веке (!), должно бы быть сугубо местечковым. Но по сути своей сборник широк, многогранен и всеобъемлющ. «Полдень» достойно претендует на законное место в перечне литературных журналов, выходящих в стране. Если задаться вопросом: а кто они – авторы представленного альманаха, – то картина будет впечатляющей. Ученый, юрист, художник, депутат… Костяк авторов – члены Союза писателей России. Обширная география, доказывающая, что Мытищи – не узколитературная среда, а часть общего литературного процесса современной России, что, впрочем, давно и замечено. «Аура земная здесь особенна», – писал поэт Николай Глазков, о котором в альманахе в рубрике «География творчества» вспоминает Виктор Сошин. География авторов альманаха без преувеличения охватывает территорию великой страны от края и до края: на востоке от острова Русский, о котором тепло и душевно рассказывает Эльвира Кочеткова, и на западе до Луганска с писателем Сергеем Прасоловым. Причем, большинство из авторов сами достойны отдельных книг. Их судьба напрямую связанная с историей великой страны под названием СССР, – в этом случае можно упомянуть, например, имена Федосова Валерия Евгеньевича, Кашина Александра Афанасьевича или Грешневикова Анатолия Николаевича. Суть всего альманаха, его внутреннего стержня и содержания созвучна тому, что написал в рубрике «Дневник современника» поэт Валентин Сорокин: «Жизнь – такая мудрая, что она берёт как бы себе в союзники ещё и время, потому что у любого поколения, у любого человека, принадлежащего к этому поколению, не бывает разрыва между жизнью и временем. Он живёт всё равно от вот этих двух впечатлений – о жизни и о времени». Именно о жизни во всех ее проявлениях и о времени протяженностью века и века прочитывается на страницах «Полдня». Открывается альманах повествованием Нага Стернина «Ноша памяти», в котором рассказывается о безвестной жертве времен Смутного времени. Действие в повести географически связанно с древней подмосковной землей – непосредственно с селом Тайнинское. Тема будет продолжена в рубрике «Наследие» краеведом Сергеем Егоровым в очерке о стародавнем Мытищинском водопроводе – фактически первом водопроводе питавшем Москву пресной водой – и почти бесследно пропавшей часовне при нем с иконой «Живоносный источник», чудом сохранившейся до наших дней. Историческая связь как непрерывная нить, соединяющая прошлое и настоящее нашей страны, где слабым отзвуком, где прямым напоминанием, прослеживается на протяжении всего альманаха. Невозможно было бы миновать и тему Великой Отечественной войны, память о которой сохраняют не одни лишь немногочисленные на сегодня участники тех кровавых событий, как например Юрий Бондарев. О нём в рубрике «Имя России», посвященной 95-летию выдающегося советского русского писателя, не жалея страстных слов-образов написал Валентин Сорокин: «Юрий Васильевич Бондарев – зовущий, красивый и мудрый человек. Творчество его – свет его доблестной верности солдата и офицера, сталинградца, в атаки ходившего на Мамаевом Кургане в дни спасения Союза Советских Социалистических Республик от гитлеровских мерзавцев». Да, память о прошедшей войне неизбывна, и история великой страны – это и история литературы, причем в ее многонациональности. Ярким примером тому поэма Аршака Тер-Маркарьяна «Параллель мужества», посвященная подвигу гвардейцев, большинству из которых посмертно были присвоены звания Героя Советского Союза, у станции Красновка в январе 1943 года: И священно у могил погибших Встала на колени тишина. Засаднила в сердце боль тупая, Сколько сиротливых есть станиц!.. Светофоры памяти – тюльпаны Светят: «Человек, остановись!». Говорят, проходят быстро годы, Не стареет о героях гимн... Не забыт в рубрике «От имени поколения» и поэт Михаил Луконин, 100-летний юбилей которого был отмечен в 2018 году. Приведем строчки поэта-фронтовика из стихотворения «9 мая в Берлине»: «Я теперь думаю: «Уж если сумели пройти мы четыре года, от схватки до схватки, если сумели преодолеть притяженье земли и жизни, то теперь мы готовы пройти по любому меридиану и выстроить счастье победившей отчизны». Какая лётная погода!..» И прямым подтверждением тому, что «ничто не забыто и никто не забыт», процитируем стихотворение Виктора Скоробогата «Бессмертный полк»: «Плывут по небу облака, Как души надо мной. Я – сын бессмертного полка, Пропахшего войной. Я – сын небесного полка, Чей голос не умолк…» Отзвуки многовековой истории Руси запечатлены на страницах литературного альманаха во многих как поэтических произведениях, так и прозаических, без каких-либо модных модернистских завихрений сохраняющих традиционность и преданность русскому слову. При прочтении всего, что представлено читателю, не исключая и страниц, посвященных детям, целостность восприятия сохраняется от начала до конца, будь то стихи, рассказы или публицистика. Впрочем, несколько слов именно о статье Ольги Бозиной «Литературный ларец и авторская трибуна» в рубрике «Культура» сказать непременно следует. К сожалению, в последние сроки (без уточнения) литературные изыски нередко заканчиваются откровенными, бездоказательными восхвалениями в гениальности и исключительности автора из некоего топ-списка, но речь не о них, а о том, что настоящий подход литературоведа проявляется в соблюдении выработанной не одним поколением предшественников традиционности, хотя и в критическом, но тонком и подробном разборе того или иного произведения, что и было продемонстрировано в упомянутой обзорной статье. Однако хочется отметить ещё одно имя из «Полдня» – поэта Вячеслава Богданова. Не ошибусь, если выскажу предположение, что для части читателей имя русского поэта, оставившего земные приделы в возрасте 37 лет, явится открытием – открытием счастливым и радостным. И если вновь вернуться к теме войны, отраженной в советской литературе (а Вячеслав Богданов часть ее), то уместно процитировать стихотворные строки поэта, отец которого погиб на фронте: Но мать смогла и с этой болью сжиться. И каждый день, поднявшись досветла, Работала в колхозе по-мужицки, По-женски дома правила дела. И труд её никто не обесславит, Она сама всему верховный суд! Мужьям за подвиг – памятники ставят, А жёны – тяжесть подвигов несут… Творчеству и жизненному пути Вячеслава Богданова посвящена статья Любови Рыжковой-Гришиной «Медоносная судьба поэта» (рубрика «Литературоведение»). Завершая обзор 17-го выпуска «Полденя», непременно хочется отметить то, что в целом страницы его пронизаны искренним пафосом и любовью к нашей Родине. И последняя цитата из поэмы-монолога Александра Кашина «Деревенька моя» (рубрика «Наш мемориал») тому подтверждением: Снега идут над всей Россией. Снега в Сибири. Снег в Твери. И что ты мне ни говори, На свете нет земли красивей, Чем Русь, укрытая снегами. Одежды белы. Сны – ясны. Благословенная богами, Вся – в ожидании весны… Согласимся, что это так… Но хороша страна наша и в зеленой дымке по весне, и в цвету лугов и полей летним днем, и осень золотая ей к лицу. Да будет так всегда! Анна Козырева Ноябрь 2019 года
|
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |