Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Фотоальбом

Кино на защите Отечества

02.03.2023

В Музее Победы прошёл кинофестиваль

С 20 по 25 февраля 2023 года в Музее Победы на Поклонной горе в Москве прошёл кинофестиваль «Кино на службе Отечеству».

Организатор фестиваля «Кино на службе Отечества» – поэт и кинодокументалист Олеся Шигина. Проведение этого мероприятия стало возможным после встречи Президента России Владимира Путина с матерями, чьи сыновья находятся в зоне СВО. Сын Олеси Шигиной воюет сегодня добровольцем, поэтому и мотивации поддерживать российскую армию у организатора фестиваля достаточно.

Недостаточно нам сегодня журналистики, которая информирует и удерживает внимание, а телевизионные ток-шоу, увы, не помогают осмыслению ситуации и примирению конфликтов. Поэтому ценна эта попытка рассказать соотечественникам через документальное кино о том, что происходит на Донбассе, где против России воюет, как бывало уже не раз, полмира. Будем терпеливы к тому, что в эту обойму авторов фронтового кино попадают, порой, случайные люди, а порой те, кто привык всегда быть в медиапространстве и война – это лишь фон, на котором ещё раз можно себя показать.

Более десятка документальных фильмов было представлено на фестивале, приуроченном ко Дню защитника Отечества и к годовщине начала Специальной военной операции. Среди них – картина Анастасии Приказчиковой «Диагноз: жизнь» – о подвиге врачей, которые спасают жизни бойцов, работая на линии фронта; «Рассказы с Донбасса» сербского режиссёра Даринки Петрович (Сербия), специально приехавшей снять историю нашего противостояния украинскому нацизму, поддержанному Западом (именно сербам понятно, более всего, что значит защищать свою веру, свою землю и свой язык); «Культурный фронт» Олега Некишева и Руслана Гусарова – фильм о людях искусства: Анне Долгаревой, Семёне Пегове, Юлии Чичериной, группе «Зверобой»; «Женщины Донбасса» Юлии Барановской; «Освобождение» Андрея Медведева; «Война и вера» Веры Водынски; «Когда придёт весна» Юлии Клименко; «Донбасс. Признанный» Владимира Аграновича (Донецк); «Донецкая Вратарница» Натальи Батраевой; «Рождество в Донецке» Константина Зайцева; «Просто жизнь с Иваном Охлобыстиным», снятое им самим о том, как семья актёра помогает семьям Донбасса…

Документальный фильм «Отважные», режиссёра Олеси Шигиной снят в стиле телевизионной хроники, когда автор пытается запечатлеть портреты случайных людей, выхватить настроение сего дня. Отличает этот фильм от телевизионного, пожалуй, то, что он никем не был заказан и оплачен режиссёру, является абсолютно авторским. Герои этого фильма: бойцы – вчера ещё шахтёры, учителя, трактористы, повара; девушка-медик; местные жители Донбасса. Герои искренне проговаривают своё отношение к происходящим событиям и у них нет ненависти к украинцам, они убеждены, что по ту сторону баррикад людям просто задурили голову, что они плохо понимают, что делают. У кого-то родной брат на Украине и теперь воюет в ВСУ. А ещё у героев этого фильма есть ощущение: пора что-то менять – на нашем общем постсоветском пространстве.

Стоит отметить кинохронику режиссёра Максима Фадеева «У края бездны. Битва за Мариуполь». Непрофессиональный кинематографист вдруг стал для зрителя единственным, быть может, свидетелем событий не просто внутри войны, но внутри самого боя. Человек взял камеру и снимал целые часы боёв, в первые недели СВО он шёл вместе с российской армией и народной милицией ЛНР и ДНР. На фестивале также был представлен и документальный фильм «Призраки забытой войны» Максима Фадеева и Сергея Белоуса, снятый 2018-2020 годах – о районе посёлка Донецкий, где линию фронта держал батальон «Призрак».

Значительными на этом фестивале стали встречи с руководителем Краснодарской киностудии им. Н. Минервина, режиссёром и автором сценариев Валерием Тимощенко.

Автор известных циклов документального кино о решающих сражениях Великой Отечественной войны «Чистая победа» и «О времени и о реке», которые за минувшее десятилетие уже успел полюбить зритель Телеканала «Россия- Культура», известен и как военкор, снимавший на пяти войнах, начиная с грузино-абхазской войны 1992-93 годов. С июня 2014 года Валерий Тимощенко работает над киноповестью о событиях на Донбассе, пытается посредством документалистики осмыслить трагедию предательства и раскола в самом центре славянского мира, прописать портреты ополченцев, людей, которые остались собой, когда в июне 2014 года украинское государство начало воевать против своего народа на Донбассе.

К 2017 году на Краснодарской киностудии уже вышел двухсерийный документальный фильм «Луганская повесть» – о том, как на Донбассе рождалась по-настоящему боеспособная добровольческая армия. Автор фильма убеждён, что сегодня на Донбассе, как и тысячу лет назад на всех русских границах, лучшие люди России воюют за русский язык, за веру православную.

Продолжая свою киноповесть о Донбассе, проживая эти восемь лет по неделям на передовой с ополченцами казачьего взвода, а затем 208-го казачьего полка, Валерий Тимощенко создал документальный фильм «Донбасс. Близкие люди» (2021), который и был показан на нынешнем фестивале «Кино на службе Отечеству».

В центре киноповествования – личность командира бригады «Призрак» Алексея Мозгового, которого Президент России назвал героем Донбасса, наряду с Александром Захарченко и другими лидерами противостояния на Донбассе. Комбриг Алексей Борисович Мозговой предчувствовал большую войну и всячески старался предотвратить её, понимая, что погибнет за это.

Режиссёр убеждён в том, что если бы этот фильм был показан до СВО, если бы «Луганская повесть» была показана по ТВ, в вузах, в другом молодёжном и профессиональном медиапространстве, за пять – семь лет до сегодняшней большой войны, мы, безусловно, были бы лучше к ней подготовлены, не только информационно и психологически, но и технически.

Ещё один документальный фильм Валерия Тимощенко, представленный на нынешнем фестивале, это снятая на собственные деньги уже в 2022 году картина «Донбасс. Резервный полк». Помочь ведь можно только тем, кто сам что-то делает, идёт на риск, страдает, но не сдаётся. Валерий Тимощенко и в этом фильме продолжил прослеживать судьбы своих героев, которые остались в живых. В основном этот полнометражный фильм рассказывает о 208-м резервном полку Луганской Народной Республики, а также о людях Донбасса: мобилизованных студентах, шахтёрах, председателях колхозов, которые в июле 2022 года вместе с регулярными частями республики и подразделениями российской армии полностью освободили ЛНР и сегодня помогают бойцам ДНР.

Автор убеждён, что сегодня для всех нас жизненно важно понимать, за что сражается Донбасс и кого с такими огромным напряжением, идя на серьёзный риск, спасает Россия в условиях, когда «двунадесять языков» снова, как когда-то в 1812-м или в 1941-м, ополчились на Россию.

Документальные фильмы о нынешней войне смотреть тягостно, но необходимо. Потому что это – наша история, наша действительность, от которой, увы, не скроешься и не убежишь, хотя многие и пытаются. Но мне жаль того, кто сегодня живёт с чувством внутренней эмиграции, с нежеланием видеть реальность. Об откровенных предателях нет смысла и говорить. Как известно, когда человек не занимается политикой, политика всё равно займётся им.

Историки порой метафизически рассуждают о том, что любая война заканчивается. На фоне неутешительных событий нынешней войны невероятно обнадёживающим стал показ на фестивале «Кино на службе Отечеству» документального фильма «Мариуполь. Голоса», созданный без госзаказа и господдержки, студентом Ростовского отделения ВГИКа Дмитрием Хромых.

Представленные в фильме картины разрушенного и выжженного войной города, откуда всего несколько месяцев назад отступила линия фронта, портреты и монологи (голоса) горожан – руководителя русского драматического театра в Мариуполе, администратора театра, командира подразделения подготовки резервистов ДНР, наконец, просто жителей города – это попытка осмыслить трагедию в самом сердце русского мира, трагедию, которую здесь переживают уже девять лет. Невозможно двигаться дальше без этого осмысления, в котором мы все должны участвовать, потому что трагедия эта общая.

Главное, что зритель видит в этом фильме, – у жителей города, где в каждой семье война только что унесла близких людей, нет озлобления, но есть огромное желание мира, и желание быть с Россией. Начало этому мирному продолжению жизни уже положено. В фильме показано, как город восстанавливается космическими темпами: 800 домов в Мариуполе уже в стадии завершения строительства. Именно вид этих светлых зданий, кадры репетиций драмтеатра вселяют надежду на то, что мирная жизнь вернётся на всё пространство Донбасса, Слобожанщины…

Фестиваль завершился. Но не завершилась большая война. И задача режиссёра сегодня – снимать историю этих событий, беспристрастно, вдумчиво, ответственно.

Валерий Тимощенко – давно признанный лидер в военной кинодокументалистике – стал автором документального киноальманаха о разных родах войск, о состоянии современной российской армии – «Наука побеждать». В этом фильме он попытался показать, кто они, нынешние солдаты и офицеры, которые нас защищают, которые есть элита, цвет, гордость нашей страны, как это было во все времена. Киноальманах также был представлен на нынешнем фестивале. После показа состоялась встреча с режиссёром Валерием Тимощенко. Отвечая на вопросы зрителей, он сказал о том, что о нашей армии говорить необходимо, даже если что-то в ней не в порядке, ведь или хорошо или ничего можно говорить только про покойника, а если наша армия ещё жива, её надо и критиковать, и помогать ей. Этот фильм уже посмотрели серьёзные военачальники и у них есть понимание, что эта киноработа точно необходима.

Главное же – и для армии, и для народа – сегодня должна появиться мотивация и понимание, за что мы сражаемся и за что, быть может, придётся голову сложить.

Как известно, у нас была великая школа фронтового репортажа, какой не было во всём мире. Вспомним документальный фильм «За нашу советскую Украину» Александра Довженко, фильм Юлия Райзмана о битве за Берлин. Сегодня пока отсутствует такого уровня кино. И стране очень нужны такие режиссёры, как Довженко, к примеру. И кино должно быть на службе России и на защите Отечества. А ещё нужно литературное осмысление происходящего на уровне «Севастопольских рассказов» Льва Толстого.

Фестивали, подобные нынешнему, должны проводиться, чтобы кинодокументалисты могли делиться опытом, выходить на профессиональный уровень, сверять часы – вырабатывать общее понимание происходящего, фиксировать правдивую новейшую историю – для будущего, потому что наши враги тоже пишут историю, и пишут профессионально – с украинской стороны сняты десятки игровых фильмов о героических ВСУ, о «героях АТО», и эти фильмы идут на европейских кинофестивалях, воспитывая там, за бугром, в том числе и российскую молодёжь.

Ирина Ушакова

Источник: сайт газеты «Завтра»

Фото автора

Для увеличения фото кликните по превью или нажмите ссылку

вернуться

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru