православный молодежный журнал |
Путешествуем вместеНашествие варваровЖизнь это бой, пребывание в чужой стране. Марк Аврелий
Летим второй час. Стюардесса уже принесла синтетический завтрак - эх, скорей бы дорваться до настоящей итальянской еды! — и скоро внизу, под крылом, стали видны морщинисто-бурые, как лицо старика, хребты и долины Балкан. Взгляд на всё это сверху - ещё и подкреплённый всем тем, что пришлось прочитать и обдумать перед путешествием, — наводит на мысль о счастливых и несчастливых народах. Как мы знаем, счастливых и несчастливых людей, первые из которых как будто магнитом притягивают удачу, а вторые — не менее сильным магнитом — беду, так и судьбы народов бывают удивительно разными. Сравните, к примеру, балканских славян или греков — со счастливчиками-итальянцами. Славяне на Балканах, изнывая четыреста лет под владычеством турок, пережили такое количество горя и бед - что вообще удивительно, как горемычные эти народы сохранили культуру и веру, язык и живую, пусть и окрашенную трагизмом, радость существования. А итальянцы - те словно в рубашке родились. Обитая поблизости - через Адриатику, — но защищённые со всех сторон морем, а с севера - снежными Альпами, непроходимыми для османских коней (а своего Суворова у турок, слава Богу, не оказалось), - итальянцы всегда жили, что называется, как у Христа за пазухой. Земля щедра, как в раю, климат тепличный, характер у самих итальянцев отходчиво-лёгкий, весёлый: ну, что ещё нужно для полного счастья? Последние шестнадцать веков они, кстати, не очень-то и сопротивлялись иноземным вторжениям, предпочитая спокойную жизнь беспокойной мороке под названием “борьба за независимость”. И лишь когда оставаться раздробленной, слабой стало совсем уже неприлично - лишь во второй половине девятнадцатого столетия! — Италия, наконец, кое-как собрала себя в целостно-суверенное государство. Зато, не изнурённая войнами, она сохранила здоровье и силу - да ещё сберегла те бесчисленные культурные памятники, доходы от посещенья которых туристами составляют весомую часть бюджета страны. Это надо же так ухитриться: собрать на своей территории 60% культурного наследия планеты! Можно сказать, контрольный пакет мировой культуры — в руках итальянцев. Как же они не счастливчики? Пока народы Балкан и Руси, с одной стороны, а испанцы - с другой сдерживали мусульманский напор на Европу, Италия процветала и веселилась, словно балованное дитя в большой европейской семье. К ней всегда и относились, как к ребёнку, со сложной смесью снисходительного презрения и глубинной любви к этому жизнерадостному и живописному, шумному, взбалмошному и такому живому народу. Ни в одну страну мира европейцы не стремились так, как сюда. Ещё в XVI веке англичане заложили традицию grand tour - многолетнего путешествия по Италии. И доселе зов итальянской культуры, истории, кухни и моды звучит, не смолкая, для всех европейских народов. Но, думаю, самым глубинным мотивом, который зовёт в Италию миллионы людей, является всё же иное: это стремление к счастью — или, точнее, стремление увидеть страну счастливых людей. Ведь это такая редкость и чудо - счастливый народ на счастливой земле, - что подышать этим воздухом счастья уже есть великое благо и милость судьбы. Недаром Гёте - сам редкий счастливец — писал: “Человек, побывавший в Италии, уже никогда не будет вполне несчастен”. А Пушкин, наш высший авторитет, свое представление о счастье формулировал так: “Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет”. Вот мы и летим в Италию - за высшим, можно сказать, образованием, высшей наукой: умением быть счастливыми здесь и теперь, умением не отодвигать своё счастье куда-то в туманную даль будущего или прошедшего, а жить внутри счастья, как рыбы живут в воде. Первый запах, который нас встретил в Италии, был, разумеется, запахом кофе: он пропитал собой всё небольшое здание аэропорта Римини. А первым встреченным здесь итальянцем был Федерико Феллини. Его фотографии смотрели на нас со стен вперемежку с афишами культовых фильмов, и мысленный возглас: “Здравствуй, Феллини!” - был первым, что я произнес на итальянской земле. А вот то, что я сказал потом вслух, было, по сути, паролем — то есть тем, что говорит почти каждый, прилетевший сюда. Поймав взгляд барменши за стойкой, я с усердием первоклассника проговорил: “Виоп giorno, signora! Un caffe, perfavore”. Отзывом на мой неуверенно-робкий пароль была сияющая улыбка, чашка эспрессо и нежно-грудное: “Ргедо}’’. Ну, что же: нас пропустили в Италию, страну счастья, - и то, что долгие месяцы было мечтой, начинает, наконец, сбываться. Тайна счастья — столь же недостижимая, как черта горизонта, - вдруг начинает казаться доступной и близкой, такой же реальной, как, например, эта чашка пахучего кофе с коричневой пенкой - или четкие контуры пиний на яркой, пронзительной, как поцелуй, синеве... Что поразило и в тот, первый день — да и в несколько следующих дней итальянского вояжа? Это множество иностранцев-туристов, которые съехались сюда со всех концов света, чтобы своими галдящими толпами и вспышками фотоаппаратов оглушить, ослепить, заморочить друг друга и нас, трёх туристов из русской Калуги. Экскурсанты заполонили весь старый Рим (а первые трое суток мы провели как раз в Риме); у знаменитых фонтанов трудно было протолкаться к воде, чтоб напиться; очередь к Ватиканским музеям растянулась — чтоб не соврать — километра на два. А забастовка автобусов — та вообще превратила центр Рима в какое-то неимоверное сборище праздноша- тавшихся, радостно взвинченных, вольно одетых людей, сжимающих в одной руке путеводитель, в другой — фотоаппарат, а глазами шаривших по фасадам и обелискам с таким ошалевшим азартом, с каким мы, случается, ищем грибы в лесу. “Да что же это за вавилонское столпотворение?! ” — раздражался я поначалу, ступая по чьим-то ногам и толкаясь плечами. От этой всемирной толпы никак не удавалось ни отделаться, ни отрешиться. И вдруг меня осенило. “Да это же, - догадался я, - второе нашествие варваров!” Ну, конечно: история повторяется вновь, уже с пародийно-комическим перепевом того, что здесь, в Риме, творилось полторы тысячи лет назад. Кто мы для римлян, как не варвары, чужаки, обитатели диких, далёких окраин почти неизвестного римлянам мира? Наши орды ворвались на улицы Вечного города, затопили подножья холмов, скаты лестниц, припали сухими губами к воде лучших в мире фонтанов. Да, Рим снова пал под натиском туристических толп — как когда- то под натиском гуннов или вандалов. Только теперь всё наоборот: не мы грабим Рим, как когда-то, а он грабит нас. Мы не крушим римские статуи и не разрушаем дворцов, напротив, мы поклоняемся им. Словно мы решили принести покаяние за то разграбление Рима, что совершилось когда-то, в эпоху великого переселенья народов. Нет, но какая ирония: город, захваченный толпами “варваров”, сам беспощадно, лукаво и весело обирает “захватчиков”; а они, простаки, ещё и благодарны ему за это! Правда, есть и другой поворот нашей темы. Рим, охвативший когда-то дорогами-щупальцами весь обитаемый мир, на протяжении многих веков свозил и сокровища, и предметы искусства со всех концов света. Кто-нибудь посчитал, сколько гранитных египетских обелисков возвышается на площадях Вечного города? А сколько греческих статуй, как подлинников, так и их копий, украшают итальянские палаццо и палио? А разграбленный крестоносцами Константинополь? Разве не византийские золото и порфир так украсили Рим и Венецию, что превратили их в красивейшие города мира? Я уж не говорю о том, что все те чудеса, которым туристы сейчас поклоняются — от терм, мавзолеев, мостов до Форумов и Колизея, от храмов до арок имперских триумфов, — что всё это было создано руками рабов, то есть тех самых варваров, наших далёких предков, которых согнали сюда римские легионы. Поэтому мы, туристы из сопредельных и дальних стран, смотрим, фотографируем, трогаем и изучаем, в известном-то смысле, - своё. И можно считать те немалые деньги, что мы платим и римлянам, и вообще итальянцам за этот просмотр “своего” — можно считать их платой музейным работникам, тем хранителям и сторожам, что сумели сберечь и представить сегодня нам наше собственное богатство. Ведь надо же нам — то есть нам, человечеству, — иметь где-нибудь планетарный музей, собрание ценностей нашей цивилизации?
Андрей Убогий
Из очерка «На счастливой земле». Впервые опубликовано в журнале «Наш современник», № 1, 2013
Продолжение здесь ← Вернуться к спискуОставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |