Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Мамонт – столп российской экономики

№ 53, тема Мощь, рубрика Личное

 

Сейчас много говорят о спасении нашего Отечества, но предлагаемые инфраструктурные проекты, нанотехнологии и модернизации с инновациями часто не рассчитаны на удовлетворение базовых потребностей населения в доступных и качественных продуктах. Вот, к примеру, в сентябре нынешнего года Госдума уже во втором чтении рассмотрела поправки к Налоговому кодексу, которые призваны стимулировать региональные инвестиционные проекты в Сибири и на Дальнем Востоке. Направлена эта стимуляция на промышленность: качать нефть и газ в более выгодных условиях будет нельзя, а добывать все остальное – пожалуйста. Вкладывать в производство тоже можно, вопрос только в том, нужно ли это кому-нибудь? При этом, как комментирует председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, основной расчет делается именно на создание новых высокотехнологичных производств.

 Несколько лет назад ученые экспериментально доказали возможность клонирования крупных животных. Овечка Долли, созданная в пробирке, прославилась на весь мир. Впрочем, размножать овец естественным путем оказалось дешевле, новых сенсационных заявлений на тему клонирования с тех пор никто не делал, и интерес широкой публики к данному вопросу постепенно поугас. Тем не менее наука не стоит на месте, и в наше время уже вполне отработана методика воссоздания живого организма из одной-единственной его клетки. Если задуматься, это же воистину фантастическое достижение, на основе которого можно совершить подлинный инновационный прорыв российской экономики. Речь идет о клонировании мамонта.

Древний гигант был основой палеолитической экономики. Еда, одежда, жилище, оружие, предметы быта – всё это давал мамонт. Неужели современный человек перестал в этом нуждаться?

Разведение мамонтов может и должно стать краеугольным камнем современного отечественного животноводства. Во-первых, мясо. Мамонт по размеру был существенно крупнее современных слонов, его вес – около 12-ти тонн. Во-вторых, шерсть. Даже если мамонтов не стричь, а просто вычесывать (хотя слово «просто» применительно к такому великану звучит как-то странно), ее будет очень много! К тому же она невероятно красивая (серо-серебристая, а не коричневая, как в книжках рисуют), теплая и наверняка обладает кучей полезных свойств, как верблюжья или собачья. В-третьих, кости и бивни, потенциал этого материала еще не до конца изучен. В-четвертых, как бы странно и неожиданно это ни звучало, молоко. В конце концов, мамонты – тоже млекопитающие и в этом смысле ничем не хуже коров, лошадей или верблюдов, а учитывая объемы и предполагаемую питательную ценность – даже лучше. В-пятых, огромное количество естественного удобрения для полей, но к этому вопросу мы еще вернемся. И всё это – при бесстойловом содержании! Круглый год на открытом воздухе, подножном корме и без необходимости в крытых и утепленных «коровниках».

Есть и побочная выгода – привлечение туристов. Возможность встретиться с ожившим ископаемым, а заодно и самым крупным животным на суше, сфотографироваться с ним, прокатиться верхом или даже поохотиться неизбежно привлечет значительное внимание со стороны широкой общественности. Грамотная реклама, правильная организация, постройка и обслуживание гостиничных комплексов, совмещенных с развлекательными центрами, продажа памятных сувениров (в том числе и резных, из мамонтовой кости), ограниченная выдача лицензий на отстрел – всё это и многое другое, что смогут придумать грамотные маркетологи, позволит получать от туристического бизнеса прибыль, сравнимую с доходами от непосредственного разведения мамонтов.

Бизнес-план уже есть, но на пути у этого проекта есть серьезные преграды. Поскольку, по моим расчетам, по-настоящему прибыльным этот проект станет только через несколько десятков лет (примерно лет через 50–70), то никакой дядя-инвестор, которого предполагается стимулировать налоговым законодательством, в это дело не вложится. Такой проект может потянуть только само государство. И именно наше, поскольку Россия обладает колоссальными (первое место в мире!) и практически не используемыми пространствами тундры, где мамонтам, собственно, и полагается жить.

Нынешняя тундра не способна прокормить большое количество крупных животных, потому что мертвые растения в ней почти не разлагаются, как это происходит в более теплых широтах, а уходят в вечную мерзлоту; в результате безвозвратно теряется ценная биомасса. Микрофлора малоактивна, из-за этого почва бедна азотом, и вместо сочной травы растут одни только мхи и лишайники. Но ведь внести азот в землю не так уж и сложно! Давно известно, что выпас скота в тундре приводит к обогащению почвы. На земле, удобренной навозом, вместо съеденных животными мхов вырастает богатая белком трава, почва в целом становится суше, то есть постепенно превращается из болота в степь. По расчетам экологов, «мамонтовые степи» способны производить в разы больше полезной растительности и прокормить в разы больше животных, чем обычные скотоводческие хозяйства той же площади. В свою очередь, это означает, что на месте тундры можно организовать в десятки раз более богатые поля. Тем самым разведение мамонтов в скором времени окажется выгодным не только животноводству, но и земледелию. Надо только организовать первоначальную доставку навоза в тундру, чтобы первым возрожденным мамонтам было что кушать. Дальше они будут унавоживать тундру сами. Выкармливать древнего зверя, как слонов в зоопарке, будет слишком дорого: мамонт съедает в день примерно 5–6% от собственного веса, то есть взрослый экземпляр потребляет около 600–700 кг корма.

В России уже активно ведутся разработки: желающие могут ознакомиться с проектом «Плейстоценовый парк», ориентированным на преображение тундры (хотя мамонты в нем незаслуженно занимают второстепенное место). Но мы здесь не одиноки. Сходный проект развивает, к примеру, Канада. Если в самое ближайшее время не организовать мамонтовые фермы, мы рискуем в очередной раз оказаться в ситуации, когда надо покупать за рубежом то, что мы могли бы продавать миру сами.

 

Денис Морозов

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru