Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Александр Васильев. Герой нашего времени

№ 2, тема Мужество быть, рубрика Тема номера

Если мы внимательно присмотримся к современной западной культуре, культуре капитализма, то увидим, что эти две профессии, особенно первая (о ней и пойдет речь в данной статье), пользуются неизменным вниманием со стороны вершителей шоубизнеса. Возникает веский вопрос: почему? Один из возможных ответов дан в прекрасном отечественном мультфильме “Приключения капитана Врунгеля» в песне бандитов: «Банко-тресто-президенто ограбленто в ун моменто, и за энто режиссенто нас сниманто в киноленто».

Так что же такое ограбление банка? Только лишь захватывающее действие или нечто большее? На наш взгляд, верно второе утверждение: ограбление банка рассказывает о чем-то очень важном не просто в истории капитализма, а в его возникновении. Священное Писание говорит, что в начале было Слово. «Священное предание» капитализма, выраженное в западной культуре, говорит другое: «В начале было ограбление». Именно поэтому тема ограбления банка постоянно воспроизводится в капиталистической культуре.

В этом нельзя не согласиться с Карлом Марксом. Хотя существует и другая точка зрения выраженная немецким мыслителем Максом Вебером: становой хребет капитализма – протестантская этика труда. Но, глядя на недолгую историю нашего новейшего капитализма, снова и снова признаешь правоту  Маркса: в основании капитализма – грабеж, да еще какой. Пять процентов населения нашей страны в ходе «успешно» проведенной «приватизации» ограбили остальную часть населения и напряженно пытаются доказать ограбленным «закономерность» произошедшего.

Позиция Карла Маркса имеет колоссальный изъян, благодаря чему суть капитализма от него ускользнула. Будучи атеистом, Маркс не видел религиозных корней капитализма. Капитализм – это грабеж, но не простой, а сакральный, то есть священный. Капитализм – это проявление старого, хорошо знакомого по Библии  сатанинского культа золотого тельца. «Люди гибнут за металл, сатана там правит бал», – поет Мефистофель в опере «Фауст».

Золотой телец всегда требует жертвоприношений, обязательно кровавых. И здесь «из лесу» выходят бандиты. Именно они из-за желтого металла готовы на все, на любые кровавые преступления – «хоть маму зарезать родную». Тем самым они снова и снова подчеркивают особую «значимость» золота: оно должно быть обагрено кровью.

Кто в любых религиях совершает жертвоприношения? Жрецы. Бандиты – это жрецы культа золотого тельца. Это подтверждает и воровская иерархия. Она во многом является антиподом священнической иерархии в христианстве. Воры в законе, как и епископы, не должны состоять в браке, что, правда, не запрещает ворам любой разврат, при «посвящении» в воры необходимо присутствие и рекомендации других воров в законе... Подобное «сходство» можно продолжать и продолжать. Современные «интеллектуалы», без страха Божиего в сердце, в виду «определенного структурного параллелизма изучаемых объектов» могут заявить об их «тождестве». Но на вершине одной иерархии Спаситель – Иисус Христос, а на вершине другой – сатана, дьявол.

Поэтому члены любой иерархии воспроизводят  первообраз, находящийся на ее вершине: христиане – Христа, а бандиты – дьявола. Как известно, дьявол – отец лжи, поэтому ложь как ничто другое пронизывает воровскую культуру. Бандит сколько угодно долго может говорить о нерушимости воровского слова  и постоянно нарушать его. В качестве примера достаточно вспомнить фильм «Сестры». Бандит, отец одной из героинь, клянется другому знакомому бандиту в своей непричастности к исчезновению крупной суммы денег. Ему резонно не верят, пытаются с помощью похищения ребенка вернуть деньги, но в развернувшейся схватке удача сопутствует похитителю. «Счастливый» финал – гора трупов – дает возможность бандиту-победителю выехать на шестисотом мерседесе на постоянное проживание за границу.

Ложь пронизывает бандитскую героику. Ее главный пафос: бандит – это настоящий мужчина, образец мужества. Но мужество – это прежде всего ответственность: ответственность перед семьей, перед Родиной, перед Богом. Но зачем бандиту семья, если есть проститутки, зачем бандиту Родина, если самое лучшее для него место на земле – это то место, где его не преследует закон. Бандитам плевать на общество, его проблемы, их (героев фильма «Антикиллер-2») волнует только «общак». Бандита волнует только золото или деньги. Идеалом человека становятся человек потребляющий и человек вожделеющий. Но стать таким можно лишь только при наличии  денег, причем их происхождение никого не волнует.

Ни для кого не секрет, что главный идеологический центр современного мира – это Голливуд. На его фабриках постоянно производятся «смыслы», упакованные во всевозможные образы, – кинофильмы, с помощью которых и промываются мозги большей части населения нашей планеты. Голливуд находится на американской земле, неудивительно, что американская история – особенно определенные ее периоды – всегда была в центре его внимания.

Визитная карточка Голливуда – гангстерские фильмы. Место действия – Америка конца 20-х – начала 30-х годов XX века, во время действия сухого закона.  Что удивительно – с каким-то невероятным упорством Голливуд делал и делает все возможное, чтобы у зрителей возник жестко определенный образ той эпохи – «герои»-бандиты (мафии на любой вкус – итальянская, еврейская, ирландская), постоянно устраивающие «разборки» друг с другом, в ночных клубах под звуки фокстрота борются с «шизофреническим» сухим законом. Понять, откуда взялся в Америке «сухой» закон, из этих фильмов невозможно. Предполагается, что это сделала чья-то неведомая злая «рука» – пусть инопланетяне. Но в Америке нашлись «мужественные» парни, способные победить это «зло»…

На самом деле после Первой мировой войны, после крушения двух христианских империй – католической Австро-Венгерской и православной Российской – США остались последним крупным государством, в котором христиане-политики играли одну из ведущих ролей. Именно благодаря христианам-конгрессменам и христианам-сенаторам при активной поддержке христианского протестантского населения был принят знаменитый сухой закон, запрещавший производство и продажу алкогольных напитков на территории США. Принятие этого закона было воспринято антихристианской политической элитой Америки как вызов, началась ожесточенная борьба. В ходе этой борьбы христианская Америка, Америка Форда, потерпела поражение, которое символически демонстрируется Голливудом показом «гангстерской» Америки 20–30-х годов. Голливуд выбрал Варавву.

Антихристианской элите США мощь Америки нужна была для проведения суперограбления остального мира. Показательно, что, несмотря на крушение реальной американской экономики (христианская Америка), во время Великой депрессии произошло сверхусиление американских финансовых институтов (в 1931 году доллар сменил английский фунт стерлингов на мировом финансовом Олимпе), мировой финансовый центр переместился из лондонского Сити в нью-йоркский Манхэттен. С этого момента большинство мировых валют стало привязываться к доллару. Главное оружие для ограбления века было создано – перекачка ресурсов из остального мира в Америку началась. На долгое время доллар становится главным символом могущества США. Чемодан, набитый пачками зеленых долларовых купюр, – теперь главная мечта любого бандита в любой точке планеты.

Главным достижением Голливуда за последнее время в поэтизации бандитизма, в уяснении его роли при создании США стал, несомненно, фильм Марио Скорсезе «Банды Нью-Йорка». Эта картина продолжила предыдущую провокационную ленту этого режиссера «Последнее искушение Христа», где Скорсезе пытался разрушить образ Спасителя – в очередной раз представить Его лишь великим человеком со всеми человеческими слабостями. В «Бандах Нью-Йорка» Скорсезе разрушает христианскую интерпретацию истории Соединенных Штатов Америки (Америка создана христианами-протестантами, Америка – это  Новый Израиль) и вместо нее предлагает свой миф, свой эпос.

Суть эпоса, предложенного Скорсезе: Америка – это Нью-Йорк, а Нью-Йорк – финансовый центр современного мира, главный центр культа золотого тельца – создан на крови, на жертвенной крови, обильно пролитой бандитами, ради обладания «любимым металлом». У Америки есть комплексы по поводу собственной короткой истории, но стыдиться этого не нужно. По мнению Скорсезе, мифология американской истории такая же «крутая», как и древнегреческая (последний поединок фильма отсылает нас к поединкам Гектора и Ахилла в Троянской войне). И американская история, обильно смоченная жертвенной кровью, дала такие прекрасные всходы – небоскребы американских банков. 

Именно об этих небоскребах и долларах, находящихся в них, мечтают  отечественные «крутые пацаны». Все это оказывается ложью. «Крутые пацаны», насмотревшись «культовых» фильмов, бросаются в «мужскую» жизнь, чтобы закончить ее после «разборок» на «почетных» кладбищенских местах. Они стремятся «сорвать банк» и попасть в «рай» – царство Божие на земле. «Банко-тресто-президенто ограбленто в ун моменто» – это и есть путь достижения «святости» в религии золотого тельца. Бандиту только в кошмарном сне может привидеться христианская концепция святости – мужественная духовная борьба в течение всей жизни при возможности рая только после окончания земной жизни. А дьявол в очередной раз обманывает их. 

В лице современной массовой культуры он ставит молодого человека перед ложным выбором – бандит или «мент», воровской закон или «обычный». При этом всячески дает понять, что «менты» – это такие же бандиты, только трусливые (пример – фильм «Бумер»). И постепенно «мент» становится символом любого человека, признающего закон. Вся ложность этого выбора состоит в том, что простой «мент» светского государства не в силах противостоять бандиту, за которым маячит культ золотого тельца. Только тот страж порядка, за которым стоит Спаситель Иисус Христос, – реальная альтернатива бандиту. Только тогда «мент» становится милиционером, мужем Христовым, воином Христовым.

Александр Васильев

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru