Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Дружба в четырех стенах

№ 39, тема Наслаждение, рубрика Образ жизни

         В наше время говорить о философии стало чем-то совершенно неприличным. Поболтать за жизнь – это всегда пожалуйста, а вот с привлечением классиков мысли – ни-ни! Когда я в разговоре с братом спросил, что он знает об эпикурейцах, он меня вежливо послал. Я не отстал (мне ведь статью писать нужно!), и тогда он выдал мне следующее: «Это были такие философы в Древней Греции, которые загонялись на удовольствия, жили в саду, спорили с какими-то стоиками, а вообще – достал уже самоутверждаться!». В целом, мой брат дал вполне достойное определение, только вот с Древней Грецией немного промахнулся: эпикурейцев вполне можно встретить и в наше время, буквально в соседнем доме.

         Есть одна квартира в центре Москвы, неподалеку от метро Таганская. Большая, с высокими потолками, захламленная вещами, но изредка убираемая, с очень старыми и местами разукрашенными обоями, старым паркетом, несколькими электрогитарами, двухэтажными кроватями и обилием новеньких хороших компьютеров. Представили? А теперь поместите туда полтора десятка людей возрастом от 22 до 29 лет, из которых даже не все знакомы друг с другом.

      Нет, это не наркопритон; здесь даже за невинной бутылкой вина редко собирается больше четырех человек (остальные – принципиальные враги алкоголя и курения). И не секта: до религии многим здешним обитателям нет никакого дела. И даже не стихийно образовавшееся студенческое общежитие: официальные владельцы квартиры несколько лет назад переехали в Питер и оставили жилье на попечение двух своих детей. Здесь собрались их друзья обоих полов. Все разные, все работают, причем в разное время и в разных местах, поэтому в квартире наблюдается броуновское движение: одни приходят, другие уходят, третьи спят, четвертые общаются, и так постоянно, не взирая на время суток и день недели. Редко, когда здесь совсем никого нет.

     «Наверное, должны быть какие-то общие интересы», – подумаете вы. И будете неправы. Фильмы, компьютерные игры, трехсторонние шахматы, музыка, вязание, разукрашивание пластиковых миниатюр – занятий здесь много, но нет ни одного общего для всех.

       И все же вопрос не праздный: а что, собственно, здесь держит всех этих людей? Конечно, возможность пожить в центре Москвы, пусть даже и временно, но совершенно бесплатно – это удобно, а для некоторых даже необходимо, как, например, для химика с Украины, который никак не может решить проблемы с миграционной службой. Но на чистом утилитаризме далеко не уедешь: если бы не было каких-то объединяющих идей, всё бы уже давно развалилось.

      Правила местного сосуществования достаточно просты. Во-первых, принципиальная аполитичность: на выборы никто не ходит, гражданской позиции не имеет, политикой не интересуется. Во-вторых, ни доход, ни уровень образования, ни формальное владение квартирой не создают здесь иерархии: все на одной доске. Правда, ключи от квартиры есть не у всех, а только у самых частых посетителей, но если кто-то захочет себе скопировать или взять у другого – не проблема. Наконец, в-третьих – свобода в выборе занятий: делай, что нравится, только другим не мешай. Конечно, возникают споры, и бытовые (например, вечные войны за право занять ванную или туалет), и «идейные» (что лучше – самбо или айкидо). Бывают и ссоры, и даже хлопки дверью, но в итоге всё как-то быстро забывается.

    Время здесь как будто остановилось. Я не раз замечал, что многие здешние обитатели как бы ставят жизнь на паузу: они всерьез думают, что если некий предмет из их внимания выпадает, то он как бы консервируется и ждет, когда же к нему снова обратятся. Поэтому полив цветов, чистка аквариума и прогулки с собакой совершаются не тогда, когда это следует делать, а исключительно по желанию жильцов.

    Кстати, желания здешние отличаются определенным своеобразием. «Давайте сегодня приготовим что-нибудь вкусное!» Все собрались, продукты куплены, но желание готовить вдруг пропало. «Ну и ладно, обойдемся бутербродами с маслом». И так во всем. Спустить всю зарплату на бесполезную, дорогую, но симпатичную безделушку, а потом месяц стрелять деньги на проезд – норма здешней жизни. Посидеть вместе в кафе, чтобы потом неделю жить впроголодь дома – раз плюнуть.

     Единственное, ради чего каждый готов пойти на ограничение собственных желаний – помощь сотоварищу. Вот свалился человек с острой формой гастрита, тут же другой купил ему пароварку. Понадобился кому-то ноутбук – скинулись и подарили. Надо собрать новую кровать или выбросить огромный старый шкаф – съехались четверо молодых людей поздно вечером и быстренько сделали. И все счастливы.

      Если вы все еще не понимаете, причем здесь эпикурейцы, рекомендую либо освежить знания, либо перечитать весь предыдущий текст повнимательнее. Эти люди, в большинстве своем относящиеся к философии индифферентно, вполне точно воспроизвели эпикурейский образ жизни. Здесь вам и невмешательство в политическую жизнь, и отсутствие интереса к религии, и стремление к безмятежно-счастливому существованию, и, главное, иерархизация удовольствий, из которых превыше всего –наслаждение дружбой.

      Конечно, такой образ жизни можно оценивать по-разному. Но в ходе той громадной ревизии античной философской мысли, которую провело раннее христианское богословие, стоики вызвали больше симпатий, чем эпикурейцы, а мы благополучно унаследовали такое отношение. К тому же, мы живем не в то время, когда можно легко самоустраниться от социальных и политических проблем: рано или поздно они сами врываются в нашу жизнь, игнорировать их – не самый лучший способ решения. А вот умения ценить настоящее, глубокое общение с другом у эпикурейцев, в том числе и современных, не отнять.

      Вопрос только в том, насколько такое сообщество друзей жизнеспособно. Рано или поздно люди обзаведутся семьями, захочется жить отдельно. Даже на моей памяти состав обитателей квартиры изрядно поменялся. Но когда я спросил об этом одну из старожилов, она мне спокойно ответила: «Шторки в комнатах натянем и будем вместе воспитывать детей».

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru