Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

«Ух, какая рогатая!», или Как химия обрела порядок

№ 8, тема Труд, рубрика История

«У-у-у! Рогатая. Ух, какая рогатая! Я тя одолею. Убью-у!» – доносилось из кабинета великого русского химика Менделеева. Домочадцы знали: эти возгласы означают, что у Дмитрия Ивановича наступило творческое вдохновение.
 

После завтрака Менделеев закрылся в своем кабинете. Он достал из конторки пачку визитных карточек и стал на их обратной стороне писать символы элементов и их главные химические свойства. В который раз он уже перекладывал этот химический пасьянс, то убирая карточки из горизонтального ряда, то вставляя их. Так рождалась Периодическая система химических элементов.

Говорят, что она приснилась Менделееву во сне. Иначе объяснить то, что Менделеев сделал с немногочисленным материалом, которым располагала на тот момент наука, невозможно. В 1869 году были известны всего 60 элементов, их атомный вес определен неточно, а свойства не выявлены. Ученый решился исправить атомные веса сразу одиннадцати химических элементов. Уран, например, поместил в самый конец таблицы, самовольно присвоив ему атомный вес 240 вместо принятого тогда 60.

В своей дерзости Менделеев пошел до конца. Он оставил пустые клетки для элементов, которых еще не было. Мало того, предсказал их свойства. Это было настолько невероятно, что научное сообщество осталось в полном равнодушии. Президент русского химического общества знаменитый Николай Зинин даже заявил: «Менделеев делает не то, чем следует заниматься настоящему исследователю».

Стена отчуждения рухнула лишь в 1875 году, когда француз Буабодран открыл новый элемент и назвал его галлием. Произошел небольшой скандал, который, как ни странно, способствовал признанию теории Менделеева. Описанные французом свойства галлия в точности совпадали с теми, что и предсказывал великий русский химик. Кроме одного – плотности. И тогда Менделеев заявил: «Назовите его хоть японием, но плотность определена неверно!» Повторные эксперименты, проведенные Буабодраном, подтвердили слова русского ученого.

Новым триумфом стало открытие еще двух предсказанных Менделеевым элементов: в 1879 году – скандия, а в 1886 году – германия. Так химия обрела порядок, а Дмитрий Иванович навсегда вписал свое имя в историю. Он не удостоился Нобелевской премии, его не выбрали в Российскую академию наук, но если попросить любого россиянина назвать самого великого отечественного ученого, практически каждый ответит – Дмитрий Иванович Менделеев.

Анастасия Екимова

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru