Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Уведи меня в стан погибающих

№ 13, тема Честь, рубрика Авторитетно

Потерянные поколения и их надежды

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

Н. А. Некрасов

 

От того, кого ты выберешь своим примером в молодости, во многом зависит вся жизнь. Но как легко ошибиться! К чему привели заблуждения прежних лет, и чем они могут грозить сегодня? Об этом с нами беседует кандидат политических наук Владислава ФИЛЯНОВА.

 

– На что надеются бунтари всех времен, что вдохновляет их на отрицание принятых в обществе ценностей?

– С лозунгом Камю «Бунтую – значит, существую» французская молодежь 60-х годов ХХ века отправилась на баррикады. Фактически по всему «свободному миру» прокатилась волна, после которой мир изменился. Изначальный посыл был благой: преодолеть низость идеалов родителей: заработок, красивые дома и машины. Люди послевоенного поколения, отвернувшись от Бога, построили на своих измышлениях либеральный, потребительский мир, а молодежь, отвергнув этот мир, выбрала совершенно примитивные ценности. Католицизм был для молодежи неприемлем, а протестантизм имел двойную мораль. Но в результате молодые люди канули в другую пропасть: секс, рок, наркотики. Они не выбрали жизнь ради высокой идеи, а выбрали элементарный гедонизм: решили жить так, как им приятно, и это привело к массовой гибели в наркотическом угаре или из-за последствий экстремальной рок-н-рольной жизни. Бунтари всегда надеются, что мир станет лучше. Но в результате место более высоких идеалов в жизни общества занимают низкие.

 

– Можно ли сказать, что с духом русских людей в XX веке произошло что-то похожее? Почему русский человек этого времени так разительно не похож на своих предков? Отчего меняются нравственные ориентиры?

– Сиюминутно исторические потрясения не происходят: работа по созреванию кризисов таится в глубине веков. Основы сознания подтачивались постепенно, но в итоге мы пришли к 1917 году. Многие связывают это с проникновением западных либеральных и революционных идей. Первой ласточкой стал 1825 год. Выступление декабристов, вдохновленных этими идеями, было ощутимой угрозой государству. Тогда эти идеи были знакомы почти исключительно элите русского общества, но последствия ее деятельности видны воочию. Был создан исторический пример, к которому всегда апеллировали наши социал-демократы.

Особенно резкие перемены произошли в середине XIX века из-за либеральных реформ и связанных с ними нововведений. Стране, вставшей на путь модернизации, были нужны специалисты. Для этого образование сделали доступным массам людей, которые раньше по своему социальному статусу не могли его получить. В итоге множество людей приезжает в столицу и начинает заниматься интеллектуальной деятельностью. В связи с этим возникают разного рода духовные соблазны. Конечно, эти процессы шли не в одной России, но и в ней самой происходили не без влияния Европы.

 

– Почему же вытеснялся традиционный порядок вещей? На что надеялось новое поколение?

– Еще с XVIII века сложилось представление, что Православие – религия простолюдинов. Дворянство часто склонялось к католицизму как к более «барской» религии, либо, что еще хуже, к масонству, очень модному поветрию, возникшему во многом благодаря преобразованиям Петра I, Екатерины II. Образованная часть общества стала противопоставлять себя Церкви, самодержавной власти. В результате лишь простому народу оставалась понятна важность самодержца, именно такого устройства жизни, Церкви. Для образованной же прослойки идолами становились западные ценности (независимость, равенство), направленные на разрушение. Идеал социал-демократов – это служение ближним. Понятие Бога стирается, и на вершину ставится человек. Поклонение и служение творению становится выше служения Творцу. Идолом становится свобода в книжном понимании, без всякого осознания того, к чему она приводит. Во главу политической борьбы выносится борьба за ограничение власти, за парламентаризм, что должно было, по мысли демократов, создать благоприятные условия для развития России.

 

– Получается, это время можно назвать эпохой интеллектуальных падений?

– Явления общественной жизни позволяют утверждать это, причем интеллектуальные падения всегда есть следствие духовных падений. Во второй половине ХIХ века значительно снизилась планка человеческих идеалов. Молодежь перестала мыслить о Боге, о Православии, о служении истине, о вопросах вечных начал жизни, как и о вопросах бессмертия и спасения души (в чем проявилась утрата чистоты сердечной). По воспоминаниям современников, в этот период поначалу были сильно распространены карьеристские устремления. Разночинная молодежь поступала в университеты с целью повысить свой социальный статус, занять местечко на государственной службе, получить стабильный доход. То есть те же цели, что столетием позже были отвергнуты поколением 60-х на Западе.

Но карьера недолго занимала мысли молодежи, как недолго культ карьеры будет распространен и в наше время по той причине, что одним карьеризмом и благосостоянием невозможно заглушить нравственные потребности души-христианки. Особенно это характерно для русских людей. Душевная пустота действительно была заполнена. С одной стороны, идеалами отрицания норм российской жизни своего времени, ненавистью к «поработителям», к государству, «к праздно болтающим, обагряющим руки в крови». А с другой стороны, подогреваемым лукавыми пропагандистами чувством собственной «миссии» в истории, основанием которой, конечно, является гордость.

Поднялась целая волна ученического террора: директору гимназии могли запросто подкинуть бомбу, сбросить на него бревно. Это говорит о нездоровом состоянии общества в целом, когда жизнями стали играть, а террор вошел в норму. Избыток энергии применялся молодыми людьми не на служение Отечеству, а самым глупым, ложно-геройским образом. И они пострадали из-за этого: многие умерли в тюрьме, покончили жизнь самоубийством, не оставив потомства.

 

– Почему все-таки молодежь пошла за революционерами?

– Из истории всегда нужно делать выводы, так как есть черты, присущие молодежи во все времена. Прежде всего, это потребность сформировать свой взгляд на мир, поиск основ, на которые можно опереться. Если мы посмотрим воспоминания народовольцев, революционеров, – почти все они пишут о своей жажде найти истинные основания жизни, повод для служения. Заглянув глубже внутрь себя, мы чаще всего обнаружим что-то подобное. Всем хочется понять, ради чего стоит жить. В силу этого молодежь чаще других становится отзывчивой на всякого рода политические призывы. Молодым редко хочется жить в рутине для того, чтобы зарабатывать деньги. Здесь можно вспомнить Льва Тихомирова, одного из идеологов «Народной воли», революционно-террористической организации, организовавшей убийство Александра II. Впоследствии он тяжело переживал из-за своего прошлого и всю оставшуюся жизнь посвятил анализу причин такого нравственного падения молодежи. По его словам, молодежь виновата во многом сама, так как всячески старается избежать трудностей. Повальное увлечение социал-демократией было, по Тихомирову, знаком того, что люди не хотят сами формировать свое мировоззрение, анализировать, читать книги, вести духовную жизнь. Легче схватить витающую в воздухе идею. Для современной молодежи существует та же угроза: через СМИ запустить в себя рецепты, которые ей даются «добрыми» дядями, и направиться в нужное им русло. И эта опасность перед молодежью стоит всегда, в принципе, как и перед любым человеком.

 

– Можно ли, на Ваш взгляд, провести параллели между молодежью конца XIX века и молодежью сегодняшней?

– Конечно. В период крушения СССР молодые, и не очень люди с удовольствием отрекались от советских идеалов. Но лозунги «свободного и справедливого» общества очень быстро воспитали поколение Pepsi, а позже пива – поколение, для которого «святым» стала свобода хамства и разврата. Однако сейчас мы в России XXI века находимся в более выигрышном положении, чем наши предки, т.к. в нашем понимании Церковь не является тем, чем она была для людей XIX века. Тогда сложилась трагическая ситуация: Церковь воспринималась как часть государственной машины, часть аппарата принуждения. И неприязнь, направленная на чиновников, бюрократию, переносилась на Церковь. Сейчас такого стереотипа нет, и я считаю, что многие молодые люди могли бы себя найти в Церкви.

 

– Как же уберечься от ложных путей?

– Поиск истинного пути подразумевает узкие, трудные врата. К. П. Победоносцев в письме 16-летнему князю Сергею Александровичу Романову, будущему супругу Елизаветы Федоровны, дал несколько советов, как, будучи человеком при власти и находясь в горниле искушений, избежать интеллектуальных и духовных падений: «Учитесь жить своим умом и своим умением. Отовсюду станут предлагать Вам чужой ум и чужое умение, с тем, чтоб выдать то и другое за Ваше собственное… Вы должны… работать для себя, из-за той цели, чтобы знать, уметь, самостоятельно мыслить. Все это необходимо для Вас, если хотите быть свободным, независимым от чужой воли и чужого мнения и значить что-нибудь на самом деле...» Беседовала Ирина Пшеничникова Выносы: Если человек не ведет интенсивную духовную жизнь, об истинности его интеллектуальных идей говорить не приходится. Жизнями стали играть, а террор вошел в норму. Молодежь чаще других становится отзывчивой на политические призывы. Это были люди, разочарованные в жизни. Они не выбрали более высокий идеал служения, а стали жить так, как им приятно. Хотите быть свободным, независимым от чужой воли и чужого мнения и значить что-нибудь на самом деле?

 

Периодически являются люди, которые с большим подъемом поют: «От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови уведи меня в стан погибающих за великое дело любви». И уходят, несут страшные жертвы, отдают свою жизнь. Но когда они побеждают и торжествуют, то быстро превращаются сами в «ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови». Тогда являются новые люди, которые хотят уйти в «стан умирающих». И так без конца совершается трагикомедия истории.

Н. А. Бердяев. "Самопознание"

 

Филянова Владислава. Родилась в Челябинской области. Кандидат политических наук, специалист по информационной политике управления общественных связей Фонда Святого всехвального апостола Андрея Первозванного.

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru