Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Василий Пичугин. Ура – мы ломим?

№ 10, тема Добиться успеха, рубрика Культура

Кино – это не только искусство, не только способ заработать деньги, а это еще и идеология. И возрождающееся отечественное кино должно было стать еще одним доказательством восстановления российской государственности. Конец прошлого 2005 года прошел под лозунгом «Отечественный кинематограф возрождается» – дескать, зритель снова пошел в кинотеатр, а главное, на экранах появились качественные отечественные киноленты, которые начинают теснить продукцию Голливуду: «Ура! мы ломим; гнутся шведы…» Достижения российского кино 2005 года должен был проверить год 2006.

 «Первый фильм года» – «Дневной дозор» – обрушился на нас с рекламных стендов накануне череды майских праздников (рекламщики-пиарщики поработали на славу). Антон Городецкий со товарищами Завулоном и Гессером отметились новыми безобразиями в жизни нашей столицы. Сценаристы фильма постарались – от сюжета книги Лукьяненко осталось совсем немного. Верные поклонники «первого фантаста» страны лили слезы, другие зрители радовались: под одним названием два разных произведения – не жалко потраченных денег при походе на киносеанс.

Любовь ведьмы и вампира – именно этим решили удивить нас создатели фильма. К ведьмам самых различных видов, пускай в этой роли снимется хоть десять Жанн Фриске разом, мы уже привыкли, а вот вампиры – «простые парни», играющие в футбол, – это нечто новое на отечественном экране… Второе «достижение» создателей «Дневного дозора» – Жанна Фриске и гостиница «Космос». Одно из самых известных полотен отечественной живописи – «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина. Стараниями Тимура Бекмембетова эту картину перевели на язык кинообразов. Только вместо мальчика «купается» тетя-ведьма, вместо красного коня красная гоночная машина, вместо водной поверхности – поверхность гостиницы «Космос». Именно этот эпизод – то немногое, что осталось в головах большинства зрителей (результат опросов). А так много темных тонов (вот уж, действительно, «Дневной дозор») и постоянно рваный монтаж: светлые – темные, опять светлые, снова темные, Завулон – Гессер, опять Завулон, опять Гессер, зло, добро, зло, добро, не совсем зло, не совсем добро… «И так бесконечно, до самой до точки, и так до конца, без конца». Итог: благодаря картине добро и зло становятся такими относительными понятиями, что после просмотра об этом даже и неприлично говорить.

В 2006 году отечественные кинематографисты решили нас попотчевать жанровым кино – как-никак осваиваем голливудские технологии… И если прошлогодний «Побег» Егора Кончаловского с Евгением Мироновым в главной роли можно расценить как явление со знаком + (после «Антикиллеров», где главной проблемой было – «как сохранить общак», история, показанная Кончаловским, пускай и сюжет просто куплен у Голливуда, с хорошим врачом и хорошим следователем, – это серьезный прогресс), то жанровое кино нынешнего года ближе к знаку -. Хотя все вроде бы делается правильно, по американским технологиям, с залезанием в подкорку потенциальному зрителю. Берутся самые популярные актеры: в «Поцелуе бабочки» – Безруков, в «Охоте на пиранью» – Миронов с Машковым. «Звезд» прикручивают к «крепкому» сценарию–«экшн»: любовь-морковь с погонями и перестрелками. Вариации: в «Бабочке» – больше любви, в «Пираньях» – больше стрельбы. И самая главная находка: продюсеры посчитали, что наш зритель устал от нашей действительности, поэтому на эту действительность в фильмах можно наплевать, а заодно можно наплевать и на драматургию, тесно с ней связанную. Вот этот плевок в действительность и сыграл роковую роль в отечественном жанровом кино. Массовое впечатление от картин – «полный бред». Особенно это показательно для «Поцелуя бабочки».

Эта картина – очень политкорректное кино. Взаимоотношения людей разных рас – сверхпопулярная тема современного кинематографа. О засилье китайцев в России говорят все, кому не лень. Создатели фильма, по-видимому, решили укрепить дружбу между нашими народами. Но после просмотра фильма почему-то хочется записаться в скинхеды и пойти громить китайцев. В чем причина? Да в том, что создатели фильма не удосужились дать внятного ответа на главный вопрос фильма – почему главный герой Безрукова, сверхталантливый 30-летний компьютерщик, полюбил китаянку-проститутку и хочет жениться на ней? Вернее, ответ в картине есть: так получилось, ее профессиональное мастерство… Драматургическая беспомощность создателей «Бабочки» плюс показ китайской мафии и «беспредельные» гонки по питерским каналам со стрельбой из гранатометов (так и хочется спросить: а власть-то где?), а в результате – идеальное пособие по усилению межнациональной и межрасовой розни, созданное либералами от кинематографа. «Сделать хотел грозу, а получил козу – розовую козу с желтою полосой», – пел когда-то волшебник-недоучка голосом Пугачевой. Вот именно такой розовой козой и оказался «Поцелуй бабочки».

На этом фоне очередная, не самая сильная, картина Балабанова «Мне не больно» выглядит настоящим шедевром. В фильме много недостатков: и невнятный главный герой, и постоянные музыкальные костыли, и непроработанная драматургия. Но… Балабанов – один из самых чутких к социальной реальности режиссер. В прошлом году он снял свою лучшую картину «Жмурки», где подвел итоги «бандитской пятнадцатилетки». И хотя общим местом стали слова «Балабанов ударился в тарантиновщину, ну сколько можно», на самом деле Балабанов первым адекватно перевел на русский язык Тарантино. Поскольку только Балабанов первым догадался поместить «бандитские разборки» в пространство христианской культуры, а без этого понять фирменный стиль Тарантино невозможно. И я уверен, что, посмотрев «Жмурки», Квентин будет кусать локти от того, что он не родился в России, потому что в России тарантиновский постмодернизм превратился в нормальную русскую юродивую трагедию.

В новом фильме создателя «Брата» нет бандитов, бандиты больше – не главные герои. Отечественная культура должна отметить это событие. Балабанов дал новую точку отсчета – отечественное кино без бандитов. Он закрыл одну эпоху, открыл другую. И хотя кинокритики в основном говорят о том, как сыграла Рената Литвинова (на мой взгляд, как могла, так и сыграла, специфические качества самой Литвиновой в который раз были использованы кинематографом), картина нам дала нечто большее – она подарила нам нового героя. Вместо братского бандита Дмитрия Бодрова – переквалифицировавшийся «бригадир» Дмитрий Дюжев. Балабанов прочувствовал всю эпичность Дюжева, которую он использовал на всю катушку в «Жмурках». Откуда она у «золотого» мальчика, 27-летнего выходца из Астрахани? Просто за Дмитрия – его настоящесть, его осознанное православие и пережитая трагедия (потеря отца, матери и младшей сестры).

Поэтому простые слова за кадром, что герой Дюжева вернулся в армию, «это же из сытого капитализма», – одна из главных оптимистических нот картины «Мне не больно» и всего отечественного кинематографа за 2006 год.

В поддержку балабановской новой точки отсчета практически одновременно с «Мне не больно» вышла другая лента – «Питер FM». Фильм рекламировался как второй фильм года. По сути, «Питер FM» вторичен во всем. И кинематографические решения – способы передачи современного мегаполиса, и сама рассказанная история, и музыка – все вторично. Можно долго кричать, по Станиславскому: «Не верю!» Не водится в природе таких интеллигентных диджеев – сама профессия предполагает определенный набор пошлости, отходную вечеринку в снимаемой комнате не надо путать с дискотекой в ночном клубе… Претензии можно множить без конца. Но… фильм – дебют: простим вторичность, ведь в фильме нет ни одного бандита, ни одной эротической сцены, с любовью показан Питер (в отличие от ужаса «Поцелуя бабочки»), есть молодость и любовь. И мы верим, что у любви главных героев Цыганова и Федуловой есть будущее, а значит, есть оно и у России.

P. S. На одном из форумов в Интернете встретился знаковый отзыв (цитирую добуквенно): «Пытаются снят как в Голливуде. Сплошной экшн и спецэффекты. Не тянут. Получается убого… (Далее матерное ругательство)А нужно душевное Русское Кино». Отрицаем ли мы полностью «экшн и спецэффекты»? Нет, конечно… Мы отрицаем, что кино – это просто набор технологий, и достаточно быть «просто профессионалом», чтобы снимать фильм. На наш взгляд, еще надо любить свою страну и свой народ…

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru