Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Противостояние брони и снаряда


Лариса Васильева, Игорь Желтов

Готовясь к операции “Цитадель”, немецкое верховное командование во главе с Гитлером основную ставку делало на новейшие образцы бронетанко­вого вооружения.

После вероломного нападения на СССР вооруженные силы Германии уже в июне 1941 года были ошеломлены появлением на полях сражений новых со­ветских танков Т-34. “Эти танки, — отмечал член комиссии, изучавшей “трид­цатьчетвёрку” под Москвой в ноябре 1941 года, немецкий инженер фирмы МАЫ Вернер Освальд, — явно превосходили немецкие танки своей прекрасно удавшейся формой, толстой бронёй, отличной пушкой и своим надёжным тех­ническим исполнением. Русские не только сконструировали и разработали этот Т-34 в условиях образцовой секретности, но и сумели изготовить маши­ны в довольно большом количестве! И то же самое касается их великолепной противотанковой 76,2-мм пушки, по сравнению с которой наша противотан­ковая 37-мм пушка была просто детской игрушкой. Полностью провалилась тогда германская агентурная сеть, и просто невиданным образом германское руководство недооценило русских!”

Перед немецкой промышленностью была поставлена задача: в кратчай­шие сроки создать танки, превосходящие советские, в первую очередь, по вооружению и броневой защите. К весне 1942 года фирмами “Порше” и “Хеншель” были изготовлены опытные образцы нового тяжёлого танка, по­лучившего наименование “тигр” (Т-У!). По результатам испытаний, проведён­ных в мае 1942 года, фирма “Хеншель” получила заказ на серийное изготов­ление танка. В конце августа 1942 года 4 танка прибыли на станцию Мга под Ленинградом, где эпизодически участвовали в боевых действиях. В середи­не января 1943 года при прорыве блокады Ленинграда в районе Рабочего по­селка № 5 войсками Волховского фронта был захвачен немецкий тяжёлый танк “тигр” ("-VI). Танк, имевший заводской номер 250004, и находившаяся в нём техническая документация были тщательно изучены.

Для борьбы с новейшим немецким танком был предпринят целый ком­плекс мер. В целях усиления противотанковой обороны на заседании ГКО 15 апреля 1943 года было принято постановление № 3187сс. Согласно поста­новлению, в апреле 1943 года Народному комиссариату вооружения поруча­лось изготовить 250 штук 45-мм противотанковых пушек “М-42” вместо 45-мм противотанковых пушек образца 1937 года. В мае число выпускаемых модер­низированных противотанковых пушек должно было составить 300 единиц, в июне — 400, июле — 600.

Одновременно с развёртыванием производства модернизированной “со­рокопятки” постановлением ГКО предусматривалась организация производст­ва на заводе № 92 противотанковых пушек ЗИС-2 и танковых пушек ЗИС-4 ка­либра 57 мм. Эти пушки конструкции В. Г. Грабина были разработаны ещё до начала войны, но серийно не выпускались ввиду отсутствия в первом перио­де войны у противника тяжёлых танков, для борьбы с которыми они и созда­вались. В апреле завод должен был изготовить 50 пушек данного калибра, в мае — 150, в июне — 250, июле — 350.

Согласно данному постановлению, Народный комиссариат боеприпасов был обязан поставить на производство 57- и 76-мм бронебойные подкалибер- ные снаряды. Для 57-мм пушек ЗИС-2 и ЗИС-4 в мае требовалось выпустить 3000 штук, в июне — 10 000, в июле — 10 000. Для 76-мм дивизионной пуш­ки ЗИС-3 программа выпуска была значительно больше: в мае — 15 000, в июне — 30 000 и июле — 35 000 артиллерийских выстрелов.

Проверку стойкости брони тяжёлого танка “тигр” и определение дистан­ции действительного огня по нему из различных артиллерийских систем было решено провести на Научно-испытательном бронетанковом (НИБТ) полигоне. На полигоне предстояло провести стрельбу из 88-мм пушки танка Т^1 по бро­невым корпусам танков Т-34 и КВ-1.

С 25 по 30 апреля 1943 года на НИБТ полигоне были проведены испытания обстрелом захваченного под Ленинградом “тигра”. В испытаниях участвовали практически все средства, которые можно было использовать для борьбы с но­вым танком противника. В заключении по результатам испытаний было отме­чено: “Средствами борьбы с немецким тяжёлым танком "-VI являются:

  1.  По лобовой части — зенитная 85-мм пушка на дистанциях до 1000 ме­тров;
  2.  по бортам, корме, башне — зенитная 85-мм пушка на дистанциях до 1500 метров, противотанковая и танковая пушка ЗИС-2, английские 57-мм противотанковая и танковая пушки на дистанциях до 1000 метров, американ­ская 75-мм танковая пушка М-3 на дистанциях до 650 метров, противотанко­вая 45-мм пушка образца 1942 года на дистанциях до 350 метров;
  3.  по крыше — противотанковая граната направленного действия КБ-30, авиационная 37-мм пушка;
  4.  по ходовой части — бронебойные и осколочно-фугасные снаряды всех пушек калибра 57 мм и выше на дистанциях 1000-1500 метров, противогусе- ничная мина ТМД-Б”.

Данные результаты 4 мая 1943 года член Военного совета бронетанковых и механизированных войск генерал-лейтенант танковых войск Красной Армии Бирюков и генерал-лейтенант танковых войск Коробков направили Народно­му Комиссару Обороны Маршалу Советского Союза И. В. Сталину. Кроме то­го, в докладе были изложены и результаты стрельбы из немецкой 88-мм пуш­ки по броневым корпусам и башням танков Т-34 и КВ-1: “Установленная на танке Т^1 88-мм танковая пушка пробивает бронебойным снарядом лобовую броню наших танков с дистанции 1500 метров”.

Для обеспечения танковых и механизированных соединений средствами борьбы с тяжёлыми танками Т^1 Бирюков и Коробков обратились к Верхов­ному Главнокомандующему с просьбой:            “Обязать Наркомтанкопром (т. Зальцмана) устанавливать на танках Т-34 пушки 57-мм калибра (ЗИС-4) из расчёта 2-3 танка с пушкой 57-мм на каждые десять танков. Одновремен­но обязать Наркомат боеприпасов и ГАУ КА в кратчайший срок наладить про­изводство 57-мм снарядов осколочно-фугасного действия... Изготовить до 1-го июня с/г на основе СУ-152 образец самоходной установки, вооружённой 122-мм пушкой образца 1931 г<ода>, и в дальнейшем выпускать такие само­ходные установки наравне с СУ-152. Дать задание тов. Грабину срочно изго­товить для танка “ИС” образец мощной танковой пушки калибра 100 мм, спо­собной пробивать броню 120-130 мм с дистанции 2000 метров... Установить 85-мм пушку на танке “ИС”.

На следующий день, 5 мая 1943 года, было принято Постановление ГКО № 3289сс “Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок”. На основании данного постановления на заводах НКТП были раз­вёрнуты работы по установке 85-мм пушек в тяжёлые танки ИС и КВ-1с, а так­же созданию САУ СУ-85 на базе САУ СУ-122. В связи с тем, что в кратчайшие сроки выполнить объём работ, предусмотренных данным постановлением, практически было очень сложно, в качестве временной меры было решено в состав танкового и механизированного корпуса ввести отдельный истреби­тельно-противотанковый артиллерийский дивизион. 18 мая 1943 года было принято Постановление ГКО № 3392сс “О формировании тридцати отдельных истребительных противотанковых артиллерийских дивизионов для танковых и механизированных корпусов”. Постановлением предусматривалось изгото­вить к 5 июня на заводах НКТП 120 броневых щитов к 85-мм зенитным пушкам, предназначенным для формирующихся истребительных противотанковых ар­тиллерийских дивизионов. До принятия на вооружение сАу СУ-85 эти зенит­ные пушки являлись эффективным средством борьбы с тяжёлыми танками про­тивника, особенно во время битвы под Курском.

Всего к началу проведения операции “Цитадель” немецкому командова­нию для групп армий “Центр” и “Юг” удалось сосредоточить 147 тяжёлых тан­ков “тигр”. Группа армий “Юг” к началу операции дополнительно была усиле­на ещё двумя сотнями новейших тяжёлых танков “пантера”. Этот танк, так же как и танк “тигр”, являлся ответом на советский танк Т-34. Но в отличие от “тигра”, боевая масса которого достигала 56 тонн, масса “пантеры” не превы­шала 45 тонн. При проектировании “пантеры” максимально использовались геометрические формы корпуса и башни танка Т-34. Первые два опытных об­разца танка были изготовлены осенью 1942 года. Одновременно с испытания­ми опытных образцов четыре машиностроительные фирмы (МАЫ, 0а1т!ег- Бепг, МЫИ, Иепзсёе!) подготавливали оборудование для серийного выпуска нового тяжёлого танка на своих заводах. В общей сложности они должны бы­ли к 1 мая 1943 года произвести 262 боевые машины. Однако из-за высокой сложности технологического процесса и необходимости устранения в ходе производства значительного числа конструктивных недостатков к указанному сроку все фирмы смогли изготовить только 174 танка “пантера”.

3 мая 1943 года в Мюнхене на совещании, посвящённом предстоящей операции “Цитадель”, генерал-инспектор бронетанковых войск Г. Гудериан указал, что “...у танка “пантера”, на который начальник генерального штаба сухопутных войск возлагал большие надежды, обнаружено много недостат­ков, свойственных каждой новой конструкции, и что трудно надеяться на их устранение до начала наступления”. Озабоченность “отца” танковых войск Германии по поводу “детских болезней” новой машины была “услышана” рейхсминистром вооружения и боеприпасов А. Шпеером. Он на совещании заверил Гитлера в том, что к началу летней кампании “болезни роста” будут устранены и новые танки в требуемом количестве будут готовы. Однако спла­нированная Шпеером на май 1943 года программа по выпуску 250 танков “пантера” так и не была выполнена. В мае четырём фирмам удалось собрать 194 танка. В июне производство сократилось до 132 машин. В вышедшем в Германии в 1957 году справочнике “Танки. 1943-1957” Ф. Зенгер-унд-Эттер- лин так оценил “пантеру”: “Танк V обладал удачной формой броневой защи­ты, удовлетворительной подвижностью и высокой огневой мощью благодаря длинноствольной пушке с большой начальной скоростью снаряда”. Действи­тельно, 75-мм пушка “пантеры” обеспечивала бронебойному снаряду массой 4,68 кг начальную скорость в 1000 м/с. Такие высокие баллистические параме­тры позволяли надёжно поражать лобовые детали корпуса и башни танка Т-34, начиная с дистанции 800 м. Пробить 76-мм бронебойным снарядом лобовую броню “пантеры” нашей “тридцатьчетверке” не удавалось даже с дистанции 200 м. Однако вследствие резкой дифференциации толщин броневых плит (лобовые листы корпуса имели толщину 85 мм, а бортовые — 45 мм) совет­ские танкисты, атакуя “пантеры” с флангов, уверенно поражали танки врага начиная с дистанции 1300 м. Учитывая такую особенность новой тяжёлой ма­шины, Гудериан рекомендовал: “При атаке “пантер” особое внимание уделять прикрытию их флангов. Эту задачу следует решать привлечением других ро­дов войск, участвующих в бою... “Пантеры” должны стараться действовать так, чтобы под огонь противника попадала только их лобовая часть, неуязви­мая для снарядов”.

Тяжёлым танкам “тигр” и “пантера” в операции “Цитадель” предстояло сыграть роль стальных таранов для пробивания брешей в советской обороне, обеспечивая тем самым быстрый выход мобильным соединениям на опера­тивный простор.

Для развития тактического успеха в большей степени подходили средние танки. Для стремительного окружения советских войск в районе Курского вы­ступа немцы привлекли 919 танков Т-111 и 949 танков Т-М различных модифи­каций. Основным оружием большинства танков Т-111 была 50-мм пушка (КшК38 Ь/42 или КшК39 Ь/60), и только 172 танка были оснащены 75-мм ко­роткоствольными орудиями (КшК37 1-/24). Орудиями данного типа были ос­нащены и 54 танка Т-М. Все остальные танки Т-М в качестве основного ору­жия имели 75-мм длинноствольную танковую пушку (КшК40 Ь/48). Эта пушка была самой мощной из устанавливавшихся на немецких танках среднего клас­са. На дистанциях 700 и менее метров бронебойный снаряд, выпущенный из этой пушки, пробивал лобовую броню танка Т-34. Поскольку броневая защи­та германских танков Т-111 и Т-М уступала броневой защите советского танка, то 76-мм длинноствольная пушка (Ф-34) обеспечивала пробивание лобовых частей обоих танков на дистанции свыше километра.

Средний немецкий танк Т-МС имел следующие характеристики: боевая масса — 23,5 т; экипаж — 5 чел; основное оружие — 75-мм пушка; мощность двигателя — 300 л. с.; максимальная скорость — 40 км/ч. Пытаясь повысить уровень защиты своих танков, немцы в 1942 году стали устанавливать на на­иболее поражаемые детали корпуса дополнительные 30-мм броневые плиты. Начиная с апреля 1943 года, на танках Т-М лобовые детали корпуса стали из­готовляться из цельных броневых листов толщиной 80 мм. Применённые тех­нические решения привели к повышению боевой массы танков, снижению их проходимости и ненамного улучшили их защищённость — “тридцатьчетверка” продолжала уверенно бороться с этими танками даже на дистанции свыше 900 метров.

При подготовке к операции “Цитадель” для защиты боковых проекций сред­них танков Т-111, Т-М и самоходных артиллерийских установок на их базе от ог­ня 14,5-мм советских противотанковых ружей с апреля 1943 года на них стали устанавливать дополнительные экраны вдоль корпуса и по периметру башни. “Экраны, — поясняет Гудериан, — представляли собой броневые щиты, которые устанавливались на некотором расстоянии от основной брони корпуса танков Т-111, Т-М и самоходных орудий для защиты от русских противотанковых ружей и сведения на нет их эффективности. Сравнительно тонкие вертикальные бро­невые листы бортов корпусов названных типов танков не выдерживали огня рус­ских противотанковых ружей. Это новшество оправдало себя”.

В отличие от немецких средних танков, на советских серийных танках данного класса — танках Т-34 — при подготовке к битве под Курском дополни­тельные мероприятия по усилению броневой защиты не проводились. Опыт боевого применения и анализ поражаемости танков Т-34 показали, что до весны 1943 года основным средством борьбы с нашими танками являлись тан­ковые и противотанковые пушки противника калибра не более 50 мм. Из всех подбитых танков Т-34 около 70% были поражены снарядами указанного кали­бра. Причём более половины поражений приходилось на бортовые части кор­пуса и башни танка. Около 17% танков Т-34 были выведены из строя 75-мм бронебойными снарядами и около 11% танков — 88-мм бронебойными снаря­дами. Количество зафиксированных поражений кумулятивными снарядами не превышало 2%.

Проведённые в ноябре 1942 года испытания показали, что “броневая за­щита танка Т-34 от огня немецких 50-мм бронебойных снарядов на дистанции свыше 500 м вполне удовлетворительна”. Если учесть, что экипаж танка Т-34 из своей пушки мог эффективно поражать противотанковые расчёты против­ника с дистанции 1500 м, а танки — с 900 м, то к концу 1942 года уровень за­щищённости и огневая мощь по-прежнему обеспечивали выполнение возла­гавшихся на танк Т-34 задач.

Принимая во внимание эти объективные данные, руководство Наркомата обороны и Наркомата танковой промышленности не предпринимало ради­кальных мер к усилению броневой защиты танка Т-34, так как это приводило к повышению боевой массы машины и, как следствие, к снижению её по­движности. Повышение защищённости среднего танка осуществлялось путем создания модернизированных вариантов танка Т-34. Работы в этом направле­нии велись в конструкторском бюро завода № 183 с осени 1940 года.

Результаты полигонных и войсковых испытаний двух опытных образцов танков Т-34 и трёх машин установочной серии уже к ноябрю 1940 года выяви­ли большое число недостатков, присущих любой новой конструкции. Опыт войсковых учений, данные разведки о начале работ в Германии над тяжёлыми танками требовали внесения дополнительных улучшений конструкции осваи­ваемого промышленностью и войсками нового танка. Решение возникающих проблем осуществлялось путём малой и большой модернизации танка Т-34. Первый путь позволял, не останавливая выпуска так необходимых Красной Армии танков среднего типа, устранять конструкционные и производственные недостатки, кардинально не меняя облика танка Т-34. Выпуск танков данной модификации предусматривалось осуществлять на харьковском заводе № 183 до осени 1941 года, а на Сталинградском тракторном заводе — до 1 января 1941 года. Большая модернизация танка Т-34 включала увеличение толщины брони башни и переднего лобового листа корпуса с 45 до 60 мм; расширение опоры башни с 1470 до 1600 мм для улучшения условий деятельности коман­дира и заряжающего; установку командирской башенки с круговым обзором для обеспечения лучшей обзорности и замену пружинной системы подрессо- ривания на более прогрессивную — торсионную. В четвёртом квартале 1941 го­да согласно постановлению правительства от 5 мая 1941 года завод № 183 был обязан перейти на выпуск танков Т-34М вместо танков Т-34 и до конца года изготовить 500 танков данной модификации. Однако вероломное нападение нацистской Германии и её сателлитов на СССР помешало завершить создание данной модификации танка.

Крайне тяжёлая обстановка, сложившаяся летом и осенью 1941 года, по­требовала резкого увеличения выпуска танков, включая Т-34. Усилия конструк­торского бюро КБ-520 головного завода по танку Т-34 — завода № 183 — были направлены не на дальнейшую модернизацию танка, а на ликвидацию в крат­чайшие сроки ещё остававшихся у серийно выпускавшихся машин недостат­ков. Кроме того, часть и без того немногочисленного коллектива КБ-520 с на­чалом войны была задействована для подготовки чертёжно-конструкторской документации и оказания помощи при организации производства танка Т-34 на заводе № 112 в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Одновременно с этим до момента начала эвакуации в конструкцию и технологический процесс изго­товления танка Т-34 заводом № 183 был внесён ряд улучшений. Прежде всего, была повышена бронестойкость бортовых вертикальных листов корпуса, кар­теров бортовых передач и передней части днища танка. Защита и обзорность механика-водителя были улучшены за счёт установки крышки люка новой кон­струкции. Улучшение защищённости кормовой части корпуса было достигнуто за счёт спрямления нижнего броневого листа. Диски для опорных катков ста­ли штамповать из 10-мм вместо 8-мм стали. Ряд улучшений был внедрён в конструкцию главного фрикциона, коробки передач, бортовых редукторов. Был увеличен на 160 литров объём внутренних топливных баков. Большое чис­ло изменений и мероприятий конструкционного и технологического характера было проведено также с целью снижения трудоёмкости изготовления машины, сведения к минимуму применения дефицитных материалов и унификации де­талей. Выбранное направление деятельности было положено в основу работы КБ-520 и на новом месте — в Нижнем Тагиле, куда из Харькова был эвакуиро­ван завод № 183. В ноябре 1941 года в предельно сжатые сроки под руковод­ством главного конструктора завода № 183 А. А. Морозова была спроектиро­вана более просторная для экипажа и технологичная для производства башня с двумя люками вместо одного. При организации серийного производства на новом месте в целях снижения трудоёмкости производства и перевода изго­товления большинства деталей со штамповки на литьё, в конструкцию танка Т-34 было внесено значительное число изменений. К маю 1942 года на 21% бы­ла сокращена по количеству и по типоразмерам номенклатура нормалей (кре­пёжных изделий). На ряде деталей была максимально возможно уменьшена поверхность мест, подлежащих механической обработке, с одновременным пересмотром степени чистоты обработки поверхностей. Было сокращено число деталей, требовавших термической обработки, различных видов антикорро­зийных и декоративных покрытий или специальной обработки поверхностей.

И, наконец, ряд деталей, для которых требовались дефицитные материалы, был переведён на изготовление из материалов-заменителей. К началу массо­вого выпуска танков Т-34 заводом № 183 в Нижнем Тагиле в чертежи деталей боевой машины были внесены изменения по 770 наименованиям. Без замены другими деталями на танке было отменено 1265 наименований (или 5641 де­таль), изготовляемых заводом, и 206 наименований покупных изделий. По бронедеталям корпуса танка трудоёмкость по механической обработке бы­ла снижена с 260 до 80 нормочасов.

Эта значительная по объёму работа была проведена в короткие сроки большим коллективом конструкторов КБ-520, начальником которого был Н. А. Кучеренко, а его заместителем — А. В. Колесников. Руководителями конструкторских групп в то время были: корпусной — Б. А. Черняк, башен­ной — А. А. Малоштанов, силовой установки — А. Я. Митник, трансмиссии — Я. И. Баран, ходовой части — В. Г. Матюхин, электрооборудования — В. Я. Курасов, боеукладки и укладки ЗИП — А. С. Бондаренко.

В результате танк Т-34 без потерь его боевых и технических качеств полу­чился по конструкции более технологичным, а в силу этого стал проще и де­шевле в изготовлении.

Весной 1942 года, когда основная работа по организации производства танка Т-34 переместилась из КБ непосредственно в цеха, в конструкторском бюро КБ-520 по инициативе главного конструктора завода №183 А. А. Моро­зова была проведена работа по модернизации машины. При проектировании были использованы материалы по созданию танка Т-34М, привезённые из Харькова, но с учётом особенностей новой производственной базы. 5 июня А. А. Морозов на заседании Государственного Комитета Обороны представил проект и деревянный макет танка Т-34М. “Новые танки, — сказал Сталин, — делать пока не будем. Не будем отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки. Конечно, конструкторам хочется де­лать новые машины, каждый конструктор ищет славы. Но надо обождать. К новым машинам вернёмся месяца через полтора-два, когда конструкторы закончат работу по улучшению существующих танков”. Последняя часть фра­зы Сталина касалась улучшения обзорности из танка Т-34 и разработки для этого танка пятиступенчатой коробки передач. Справедливости ради отметим, что если конструкция новой коробки передач была в скором времени разра­ботана и запущена в серийное производство на ЧКЗ и УЗТМ, то разработка командирской башенки, удовлетворявшей предъявляемым требованиям, за­тянулась на год. Только во второй половине июля 1943 года на заводе № 183 стали выпускать танки Т-34 с командирской башенкой. Что касается работы по модернизированному танку, то в октябре 1942 года КБ-520 окончательно за­вершило проектирование машины, получившей заводское обозначение Т-43. К концу года был изготовлен опытный образец. За счёт более плотной компо­новки узлов и агрегатов и применения торсионной подвески конструкторам удалось при незначительном повышении боевой массы по отношению к танку Т-34 существенно повысить его защищённость. Толщина лобовых броневых листов вместо 45 мм стала составлять 75 мм. Существенным недостатком это­го танка был малый диаметр опоры башни — он остался таким же, как и у се­рийного танка Т-34. По требованию Главного бронетанкового управления Красной Армии в конструкцию танка Т-43 был внесён ряд изменений, и к кон­цу мая 1943 года были изготовлены ещё два опытных образца.

Второй вариант среднего танка Т-43: боевая масса — 34,1 т; экипаж — 4 чел.; основное оружие — 76,2-мм пушка; мощность дизеля — 500 л. с.; мак­симальная скорость — 48 км/ч. Диаметр опоры башни был увеличен до 1600 мм, толщина лобовой части литой башни стала составлять 90 мм. Уве­личение размеров боевого отделения позволило разместить в башне ещё од­ного члена экипажа — наводчика, освободив тем самым командира танка от возложенной на него в танке Т-34 дополнительной обязанности. В мае-июне 1943 года танки прошли заводские испытания, а в августе — полигонные. Удачная конструкция башни танка была использована при проведении работ по усилению вооружения танка Т-34, особенно по результатам боёв под Кур­ском. В сентябре — октябре 1943 года на заводе №183 был изготовлен опыт­ный образец танка Т-34 с 85-мм пушкой Д-5Т-85, установленной в башне, которая ранее была разработана для танка Т-43. По результатам полигонных испытаний будет принято решение о серийном производстве танков Т-34-85, начиная с января 1944 года.

 

Средний танк Т-34-85: боевая масса — 32 т; экипаж — 5 чел.; основное оружие — 85-мм пушка; мощность дизеля — 500 л. с.; максимальная ско­рость — 55 км/ч. Установленная в “тридцатьчетверке” 85-мм пушка позволя­ла поражать лобовую броню немецких тяжёлых танков “пантера” и “тигр” на дистанции до 700 м. Но такую возможность наши танки Т-34 получат толь­ко в 1944 году, а летом 1943 года, как уже отмечалось раньше, для борьбы с тяжёлыми машинами врага танкам Т-34 с 76-мм пушкой приходилось атако­вать их с флангов или вести огонь по бортам из засад. Аналогичным спосо­бом летом 1943 года приходилось действовать и экипажам тяжёлых танков КВ-1С, основным оружием которых являлась такая же 76-мм танковая пушка, что была установлена в Т-34.

 

Тяжёлый танк КВ-1С (С — скоростной) являлся дальнейшим развитием танка КВ-1 и отличался от него уменьшенной толщиной бортовых листов и ли­стов днища корпуса, литой башней изменённой формы, а также размещени­ем членов экипажа в башне и установкой более совершенной трансмиссии конструкции Н. Ф. Шашмурина.

Характеристики тяжёлого танка КВ-1С: боевая масса — 42,5 т; экипаж — 5 чел.; основное оружие — 76,2-мм пушка; мощность дизеля — 600 л. с.; мак­симальная скорость — 43 км/ч. Танк КВ-1С был разработан летом 1942 года на ЧКЗ конструкторским бюро СКБ-2 под руководством Н. Л. Духова. Общее руководство по созданию танка осуществлял Ж. Я. Котин. Уменьшение с 47,5 т до 42,5 т боевой массы танка с точки зрения броневой защиты было вынужденным шагом назад. Для снижения боевой массы танка на 5 т при­шлось отказаться от дополнительных накладных 25-мм броневых листов и уменьшить с 75 мм до 60 мм толщину бортовых и нижних носового и кормо­вого броневых листов корпуса. Максимальная скорость облегчённого танка с более совершенной трансмиссией возросла с 35 до 43 км/ч. Танк КВ-1С был принят на вооружение РККА 20 августа 1942 года и серийно выпускался на ЧКЗ до сентября 1943 года. Всего на 1 июля 1943 года в действующей армии имел­ся 691 исправный танк КВ и 253 танка требовали проведения среднего или ка­питального ремонта. Что касается Воронежского фронта, то к началу битвы под Курском в его составе имелось 43 исправных танка КВ и ещё 6 требовали ремонта. Вторая половина имевшихся в составе фронта тяжёлых танков состо­яла из танков “Черчилль”, полученных СССР от Великобритании. Все тяжёлые танки организационно входили в состав тяжёлых танковых полков прорыва. Каждый полк, согласно штату, имел 21 танк.

В составе танковых бригад, танковых и механизированных корпусов тяжё­лые танки штатом не предусматривались. Большую часть танкового парка этих соединений составляли средние танки Т-34, которых в составе Воронежского фронта на 1 июля 1943 года имелось 1150 единиц. Причём только 14 танков требовали ремонта. От 20 до 40 процентов в бригадах и корпусах приходи­лось на лёгкие танки Т-70. В составе фронта на 1 июля имелся 361 исправный танк и 12 танков находились в ремонте.

Лёгкий танк Т-70 был разработан в КБ Горьковского автозавода под руко­водством главного конструктора Н. А. Астрова в конце 1941 года и в январе 1942 года был принят на вооружение РККА. Серийное производство танка про­должалось до конца 1943 года. Основным оружием танка являлась 45-мм тан­ковая пушка. Бронебойно-подкалиберным снарядом можно было с дистанции 350 м поражать цели, защищённые броней толщиной до 50 мм. Толщина ло­бового листа, располагавшегося под углом 60 градусов к вертикали, состав­ляла 35 мм. К середине 1943 года по уровню защищённости и огневой мощи данный танк перестал отвечать предъявляемым требованиям, в связи с чем по­становлением ГКО от 28 августа 1943 года его производство с 1 октября 1943 го­да должно было быть прекращено. Горьковский же автозавод полностью пере­ходил на выпуск самоходных установок СУ-76М, созданных на базе танка Т-70.

Завершая технический обзор советских и германских танковых сил, про­тивостоящих друг другу к лету 1943 года, заметим, что за немецкими танками стояли мощные европейские корпорации, вставшие на службу Третьему рей­ху для захвата неохватного мира нетронутых богатств, всегда манивших всех завоевателей с Запада.

За советскими же танками стояло Отечество. То наше русское Отечество, что в страданиях и потерях черпало силы для грядущей Победы. Для возрож­дения из пепла, как и бывало всегда.

 

Впервые опубликовано в журнале «Наш современник»

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru